Перейти к основному содержанию

«Методическая работа в ДОУ по патриотическому воспитанию детей»

Ст. воспитатель ГОУ детского сада №1330 ЮОУО, Ольга Владимировна Сакавичене
 
Изменяющаяся система дошкольного образования требует новых подходов  к управлению, в частности, к управлению методической работой. Сегодня возрастают требования к профессиональной компетентности воспитателя, к его психолого-педагогической и методической подготовке.   Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным образовательным учреждением. Следовательно, особую актуальность приобретает проблема управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении.
    Современные точки зрения на методическую работу в дошкольном образовательном учреждении представлены в исследованиях учёных: Белой К.Ю., Васильевой А.И., Дубровой В.П., Зверевой В.И., Кудаковой Л., Милашевич Е.П., Немовой В.Н., Поздняк Л.В., Третьяковым П.И., Шамовой  Т.И., Шкатулло В.И. и др.
    Методическая работа – это часть системы непрерывного образования воспитателей. Она занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности и является важнейшей частью повышения профессиональной компетентности педагогов.
   Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе педагогического процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессиональной компетентности каждого педагога.
   Успех работы дошкольного учреждения во многом зависит от качества методической работы с кадрами. В содержание её входят следующие направления работы:
 -  оказание помощи педагогам всех категорий дошкольного учреждения, через организацию и проведение различных форм методической работы;
-  осуществление контроля за педагогическим процессом;
- изучение, обогащение, распространение и внедрение передового педагогического опыта;
   Цели и задачи содержания методической работы в ДОУ находятся в прямой зависимости от разнообразия её форм, которые могут быть коллективными и индивидуальными, и при этом оптимально сочетаться.
Переживая болезненный период духовного брожения, самопознания и самоопределения, переосмысливая свое прошлое, Россия ищет себя, ищет идеи, которые могли бы стать фундаментом ее новой государственности.  Нынешний период в общественном развитии нашей Родины – переломный. Поэтому, на наш взгляд, особую значимость приобретают, прежде всего, те идеи, которые обращены к Отечеству, связаны с патриотизмом. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение, вследствие чего была разработана Государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.»
    Сегодня патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особо важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности подрастающего поколения, процессы демократизации и появление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании подрастающим поколением сущности патриотизма. Поэтому возникает необходимость осуществления патриотического воспитания  на качественно новом уровне, что способствовало бы выработке у подрастающего поколения правильного понимания патриотизма, собственной позиции по данному вопросу.
     Актуальность исследования определяется и недостаточной теоретической разработанностью проблемы в современных условиях. Как показывает анализ научно-педагогической литературы, патриотическому воспитанию детей уделяется недостаточно внимания. Кроме того, богатый опыт, накопленный в советский период развития нашего общества по данному направлению воспитательной работы, не может быть использован в полном объеме в новых условиях, что обусловливает необходимость переосмысления философско-педагогического наследия по вопросам патриотического воспитания, разработки его современных теоретических основ.
     Проблема патриотического воспитания является предметом значительного числа исследований. Данные вопросы освещаются в трудах В.Г. Белинского,  М.И. Богомоловой, Н.Ф. Виноградовой, Н.А. Добролюбова, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, Л.В. Кокуевой, Е.И. Корнеевой. Л.А. Кондрыкинской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Э.К. Сусловой,  К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и других.
     Гуманизация дошкольного образования; обращение к личностно-ориентированной педагогике; появление вариативных программ и технологий потребовали перевода воспитателей на новый уровень взаимодействия с детьми, овладения  новыми теоретическими знаниями и педагогическими технологиями,  специальной дополнительной подготовки педагогов к работе по патриотическому воспитанию дошкольников.
       Исследование  проходило в ДОУ № 1330  Южного округа г. Москвы. В нём принимало участие 12 педагогов и 39 детей старшего дошкольного возраста.
    Среди  методовданного исследования можно назвать метод теоретического анализа, опросные методы (анкетирование, метод экспертных оценок, метод самоанализа), метод эксперимента.
   Вначале определялся уровень педагогической компетентности воспитателей по проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста и уровень сформированности патриотизма у детей.  Исследование проходило на основе диагностик. В ходе исследования была разработана анкета для самоанализа профессиональной компетентности воспитателей по проблеме патриотического воспитания, которая предполагала рефлексию по трём компонентам (отношенческий, общей культуры, методический). Была разработана анкета для определения общего коэффициента педагогического процесса по проблеме патриотического воспитания детей на основе экспертных оценок, где были представлены критерии и компоненты и диагностика детей по сформированности патриотизма у детей.
   По результатам исследования были выделены 3 уровня профессиональной компетентности воспитателей по проблеме  патриотического воспитания детей и 3 уровня сформированности патриотизма у детей (высокий, средний, низкий).
   Далеебыла разработка содержательного компонента с учётом запросов ДОУ и интерактивных форм повышения профессиональной компетентности педагогов.  Для повышения педагогической компетентности воспитателей по проблеме патриотического воспитания детей был проведён семинар-практикум «Патриотическое воспитание в педагогическом процессе ДОУ», которое состояло из 4 занятий, технологической фазы деятельности, стадии реализации, контроля и коррекции, и педагогического совета с включением вопроса по обсуждению  итогов патриотического воспитания детей.
  Формы занятий  - самые разнообразные: лекция-дискуссия, КВН, круглый стол, презентация разработанных форм работы, работа в микрогруппах. Все эти формы носили интерактивный характер. Воспитатели самостоятельно изучали литературу, участвовали в дискуссиях, разрабатывали формы и содержание работы с детьми. К каждому виду деятельности подобраны методические пособия и дидактический материал.
Особое внимание было уделено уточнению и систематизации принципов, содержания и форм взаимодействия педагогов ДОУ с родителями детей по проблеме  патриотического  воспитания.
Например, старшему воспитателю было рекомендовано ввести  в ежемесячное планирование работы детского сада такие мероприятия, как:
- «вечера встреч», на которые приглашаются мамы, папы, бабушки и дедушки, где они рассказывают о своём детстве, о своих родителях, предках, Родине;
- занятия в кружках народного промысла, которые вели бы сами родители;
- досуговые  вечера  с родителями детей,  включающие знакомство с обрядами и традициями своего народа и т.п.
   Активное участие родителей и педагогов в семинаре-практикуме позволило сделать вывод о том, что данная форма является наиболее эффективной формой работы с ними, способствует повышению их компетенции. Применение интерактивных методов обучения включает их в ситуацию самостоятельного приобретения знаний, через изучение разнообразной методической литературы, сравнение и анализ разных точек зрения на проблему,  решение проблемных ситуаций, кроссвордов, моделирование разнообразных форм работы с детьми. Это обеспечило более осознанный подход к изученному материалу, что способствовало поддержанию интереса, стимулированию творческой активности родителей и педагогов.
   Затем проходило выявлениединамики развития профессиональной компетентности педагогов по патриотическому воспитанию детей  и уровня сформированности патриотизма у детей, которое проводилось по идентичным методикам.   
    Полученные результаты демонстрируют повышение уровня методических компонентов, которые приблизились за время исследования к современным критериям дошкольного образования.  Была доказана востребованность методической работы и её значение в повышении профессиональной компетентности педагогов по проблеме патриотического воспитания для повышения качества педагогического процесса ДОУ.