Перейти к основному содержанию

«Формирование позитивных детско-родительских отношений в процессе патриотического воспитания дошкольников на основе приобщения к народным ремеслам»

Педагог дополнительного образования Психолого-медико-социального центра «Феникс», Ольга ЮрьевнаТихомирова,
Народный мастер России, Галина Александровна Лебедева
 
Формирование позитивных детско-родительских отношений в процессе патриотического воспитания дошкольников в нашей культуре исторически основывалось на традиционных формах семейного уклада, где почетное место занимал труд.
     Занятия традиционными народными ремеслами - ткачеством, вышивкой, лепкой из глины, изготовлением кукол, работой с различным природным материалом – предъявляют  особенные требования к взаимодействию детей и родителей, к процессу формирования и коррекции детско-родительских отношений: соблюдение выработанных веками норм и  правил поведения, существовавших в традиционном обществе, обращение к народной традиции.
       Обращение к народной традиции ставит необходимым условием эмоциональное воплощение, вживание в образ и поток той эпохи, для которой используемые виды творчества были обыденными, традиционными. Необходимое перевоплощение является важным элементом психолого-педагогической и психотерапевтической  работы и несет в себе богатые возможности для расширения не только эмоционального спектра родителя и ребёнка, но и расширяет их знания о многообразии социальных ролей и типов взаимоотношений между людьми,  помогает  решать проблемы в поведении ребёнка, способствует гармонизации отношений между всеми членами семьи, осознания себя как представителей одной семьи, одного рода, что, несомненно, оказывает положительное влияние на процесс патриотического воспитания подрастающего поколения.
       Поэтому многие современные технологии коррекции внутрисемейных отношений и формирования позитивных взаимоотношений детей и родителей в процессе патриотического воспитания в семье и образовательном учреждении основаны на обращении к традиционным укладу жизни наших предков и  методах обучения народным ремеслам ребенка совместно с родителями.
    Формами работы с детьми и родителями могут быть следующие:
- индивидуальная работа с родителем или с его ребенком;
- индивидуальная работа с родителем и его ребенком (мини группа);
- групповая работа с родителями;
- групповая работа с родителями и их детьми;
- арт-терапия с детьми группы риска;
- клубная работа.
    Предпочтение отдается коллективным формам работы.
    Во-первых, при выборе совместной трудовой деятельности открываются большие возможности. Доступность техник и материалов, прикладной характер получаемых изделий, позволяет полноценно использовать их в жизни по прямому назначению, что повышает значимость самой трудовой деятельности, увеличивает радость созидания, доставляет удовлетворение результатами.
   Например, можно заняться вышивкой. Вышивка - традиционное занятие женщин, которое сейчас переосмысливается по-новому. В прежние времена вышивка присутствовала во время зимних посиделок женщин и девушек. Узоры на одежде были призваны не только украсить ее, но имели символических смысл. Цвет и форма узора означали жизненно важные объекты: зерно, поле, воду и солнце. Образ мира входил в жизнь семьи через узор на рубашке или рушнике. И свое назначение женщина принимала как «берегиню» семьи и благополучия.
     Детей к данному рукоделию можно приобщать с 5 лет. В качестве пропедевтического периода или как оригинальный способ изготовления открыток для всей семьи можно предложить вышивку на бумаге.
   Другой пример – ткачество. Ремесло ткачества практически ушло из бытового рукоделия. Однако наполнение колоритом народной культуры интерьера современного дома происходит по внутреннему тяготению к красоте цвета и высокой эстетической ценности, экологичности изделий, выполненных в технике ручного ткачества.
     Психотерапевтичекое воздействие ручного ткачества отмечено многими исследователями в практической работе с детьми и взрослыми, имеющими трудности в семейных отношениях и регуляции своего поведения, с детьми, которые не хотят быть «своими» в родной семье и культуре. Между тем, именно с идентификации ребенка с  членами своей семьи и представителями своего рода, родной культуры начинается любовь к родине.
  Кроме вышеперечисленных, из большого количества видов трудовой деятельности для совместного детско-родительского труда нами отобраны и опробованы следую­щие виды: плетение из природных материалов, роспись по дереву (декоративное рисование), роспись яиц, бисероплетение, вязание, изготовление кукол в народной традиции, изготовление расписных пряников, глиняная игрушка, народный костюм,
работа с соломой (оригинальная техника), изделия из соленого теста.
   Эти виды деятельности полностью отвечают принципам доступности техники и материалов, эстетичности (привлекательности), и прикладному характеру изделий, широкому использованию в бытовой деятельности как предметов домашнего окружения. При обучении техникам предлагаемых ремесел  педагогами нашего центра были  адаптированы методы и приемы обучения для смешанного коллектива взрослых и детей.
  Основными методами работы с семьей в процессе осуществления комплексного трудового и патриотического воспитания посредством приобщения детей и родителей к народным ремеслам являются следующие:
   1. В лекционной части авторской программы используется  метод сравнения и анализа всех аспектов развития и существования семьи в традиционном и современном обществе. Особый акцент делается на анализе форм и методов воспитания уважения и любви к родителям, семье и предкам, родине.
  2. В практической части авторской программы педагог дополнительного образования помогает сделать выбор соответствующего вида творческой деятельности (ремесла), в зависимости от индивидуальных особенностей родителя и ребенка.
  3. Коррекция деструктивноного паттерна поведения в момент его проявления производится педагогом-психологом непосредственно в совместной деятельности ребенка, родителя  и  педагога дополнительного образования.
     Этапы работы с семьей можно представить следующим образом:
- Первичная и текущая диагностика детско-родительских отношений и патриотической воспитанности детей с помощью метода наблюдения. Выявление особенностей восприятия поведения данного ребенка его сверстниками и членами педагогического коллектива образовательного учреждения (беседы и анкетирование педагогов центра).
- Выработка в игре и творчестве стратегии коррекции отклонений поведения ребенка, формирования идентификации с членами своей семьи, представителями рода (цикл народных игр, участие в обрядовых праздниках). Коррекция поведения ребенка в ходе общения со взрослыми и сверстниками.
- Обучение конкретным видам труда: освоение специальных умений и навыков в работе с инструментами, объяснение необходимой для выполнения работы норм поведения и последующим осмыслением, обсуждение результатов работы с самим воспитанником и анализ изменений в его поведении.
- Отслеживание изменений в поведении ребенка на занятиях (уроках) и в быту в ходе бесед с родителями, воспитателями и учителями-предметниками.
- Составление психолого-педагогических рекомендаций для педагогического коллектива и родителей по организации дальнейшей воспитательной и коррекционной работы с конкретным ребенком.
    Как показывают результаты апробации программы, она оказывает свое действие не только на детей, но и на взрослых. Совместная трудовая деятельность позволяет родителям лучше понять и увидеть возможности ребенка, не завышать свои требования к нему (как это нередко встречается в семьях). Совместный труд уберегает и от другой крайности в стилях воспитания: от недооценки сил ребенка, когда дети отстают в развитии самостоятельности и инициативы.
   В процессе организации совместного труда, в ходе ознакомления с народными ремеслами и связанной с ними философией, миропониманием, характерным для родной культуры, детям и взрослым становится легче обращаться в проблемных жизненных ситуациях к родовой этнической памяти, связанной с традиционными для данного народа способами разрешения внутренних и внешних конфликтов, а также с традиционным мировоззрением, что обуславливает иное, более гармоничное восприятие мира и помогает определению своего места и места своей семьи в нём, формированию у родителей правильных и четких педагогических установок на процесс патриотического воспитания сына или дочери.