Перейти к основному содержанию

«Педагогическая лаборатория как условие повышения эффективности патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

К.п.н., профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МГПИ, Заслуженный учитель РФ, Надежда Александровна Виноградова
Ст. воспитатель ГОУ детского сада № 748 ЮОУО, М.Б. Миронова
 
Современные тенденции исследования методической работы с педагогическими кадрами в ДОУ показывают, что основные направления научного поиска связаны сейчас с изучением методической работы как средства научного управления целостным педагогическим процессом, повышения профессиональной компетентности воспитателей и развития их творческой активности. В связи с этим целью нашего исследования стало определение таких направлений методической работы, ее форм и методов, которые смогли бы обеспечить повышение профессиональной компетентности воспитателей по проблеме патриотического воспитания детей. Для реализации данной цели была разработана модель педагогической лаборатории.
     Данная форма является несвойственной для ДОУ, однако гипотеза нашего исследования была основана на предположении о том, что внедрение несвойственной формы методической работы для дошкольного образовательного учреждения и интерактивных методов обучения воспитателей будет способствовать повышению их профессиональной компетентности при условии учета индивидуальных потребностей в педагогических знаниях и выявлении трудностей в работе.
 
     Цель созданной нами педагогической лаборатории на базе ГОУ детского сада №748 ЮОУО Департамента образования г. Москвы: поэтапная разработка вариативных проектов по проблеме патриотического воспитания детей в процессе повышения профессиональной компетентности воспитателей, что позволяет найти обоснованное решение возникающих проблем благодаря множеству вариантов их решения, предложенных воспитателями в ходе работы над проектами.
    Деятельность педагогической лаборатории осуществлялась в три этапа: установочный, практический, итоговый.
    На установочном этапе работы проведено организационное занятие, на котором педагоги познакомились с проблемой и целью деятельности педагогической лаборатории, наметили в ходе коллективного обсуждения пути осуществления содержания методической работы по патриотическому воспитанию детей в наиболее приемлемых формах ее организации. Затем микрогруппы определили тематику образовательных   проектов:
1.      «Москва:  век  нынешний  и  век  грядущий»,
2.      «Традиционные промыслы России»,
3.      «Природа родного края».
    Руководитель лаборатории решил организационные вопросы по распределению «амплуа» микрогрупп, планированию  деятельности по выполнению цели проекта, определению содержания, формы и методов работы с детьми, и  способов презентации предполагаемых результатов. При этом руководитель лаборатории также обеспечил  методическое сопровождение и ресурсное обеспечение  разработки каждого проекта, создает условия для самостоятельной работы (подбор методической, справочной, энциклопедической, художественной литературы, подбор видео – и аудиоматериалов, проведение консультаций, семинаров – практикумов, педагогических тренингов).
    Практическая часть работы проводилась с целью повышения общекультурных и методических знаний воспитателей, необходимых для осуществления патриотического воспитания детей через формирование навыков организации проектного метода в работе с детьми. Осуществляли ее самостоятельно сформированные три микрогруппы, объединенные трудностями в работе по заявленной проблеме. Каждая микрогруппа разрабатывала свой проект, включающий в себя цели, задачи, тип, формы работы с детьми, планируемый результат, срок реализации, цикл занятий и другие виды деятельности, взаимодействие с родителями.
   Общая структура каждого проекта представлена в схеме.
Схема 1

Накопление информационной базы для работы проекта

Сбор информации и материалов по выбранной теме

Разработка проекта

Подготовка к презентации проекта

 

  В результате в соответствии с данной схемой-алгоритмом работы над проектом - были разработаны три проекта:
·         «Москва: век нынешний и век грядущий»,
·         «Традиционные промыслы России»,
·         «Природа родного края».
    В процессе подготовки, разработки и презентации проектов воспитатели расширили свои знания о родном городе, культуре русского народа, природе родного края, усовершенствовали умения точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приемов.
    На итоговом этапе деятельности педагогической лаборатории была проведена презентация проектов, подведены итоги проделанной работы, оценены результаты.   
    Для проведения презентации проектов был организован день открытых дверей «С чего начинается Родина?», на котором воспитатели и родители воспитанников ДОУ познакомились с разнообразными и приемлемыми формами работы с детьми по проблеме патриотического воспитания.
     Члены экспертной комиссии ДОУ  проанализировали и выступили с оценкой каждого из трех  проектов. Имея различную базу подготовки, каждый проектант справился с поставленной задачей, и решил ее эффективно и оригинально.
     Все воспитатели значительно повысили свою педагогическую культуру, расширили область собственных знаний и умений, уровень профессиональной компетентности воспитателей повысился со среднего до высокого и приобрел практический характер.
   Каждый компонент профессиональной компетентности воспитателей претерпел положительные изменения:
-                     высокий уровень профессиональной компетентности воспитателей по проблеме патриотического воспитания детей составил 71% против 36%.  Динамика уровня составила 35% 
-                     средний уровень составил 29% против 64%, понизился на 35% за счет повышения высокого уровня.
     Это свидетельствует о практической значимости проведенного исследования. Кроме того, практическая значимость исследования заключается в том, что очерчена сфера применения материалов педагогической лаборатории в образовательном процессе дошкольного учреждения по проблеме патриотического воспитания дошкольников.
    Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении научных основ организации методической работы, ее целей, принципов, подходов, функций, задач, содержания, форм и методов  сточки зрения инновационной формы организации методической работы в ДОУ.