Перейти к основному содержанию

«Роль семьи и детского сада в сохранении системы традиционных культурных ценностей и «русского мира»

К.п.н., зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного образования МГПИ, член-корреспондент МАНПО, Наталья Викторовна Микляева
 
Для России, которая входит в международное образовательное пространство, сегодня крайне важно решить проблему сохранения собственной идентичности, традиционной культуры, русского мира. Об этом свидетельствует возрождение русской идеи как понятия, выражающего духовные ценности народа и его отношения к жизни, создание телевизионных передач типа «Русский взгляд» и открытие журнала «Русский дом», возрождение традиций русской школы[1], создание детских садов с этнокультурным (русским) компонентом образования.
  Вроде бы, мы понимаем, зачем все это делается. Однако, к сожалению, очень часто не задумываемся, на каких основах – на каких ценностях - строим фундамент русского дома, русского мира. Между тем, понятие «русские» всегда было прилагательным, то есть «прилагающимся» к системе традиционных ценностей, а не существительным, т.е. самодостаточным, независимых от них.
  Мы всегда ориентировались на ценности Добра, Истины и Красоты, православные идеи веры, надежды и любви. При этом исторически получилось так, что Истина как воплощение евангельских заповедей ценилась у нас превыше всех других ценностей, «дороже денег», и проверялась, проходя через «огонь, воду и медные трубы», через духовные испытания человека и целого народа. Одним из таких испытаний оказалась «эпоха построения коммунизма», но ценности, присущие русскому народу, были использованы для построения системы коммунистического воспитания, а после ее разрушения – выброшены на «помойку истории» вместе с ней. Поэтому не удивительно, а закономерно, что на место традиционной системе ценностей постепенно приходит другая. Пока это не очень заметно, мы все еще продолжаем считать себя «русскими» независимо от того, к какой национальности принадлежим. Между тем, ситуация постепенно становится все более угрожающей.
  Во главе системы ценностей становится не просто Истина или Правда, которую всегда искал русский человек на земле, а Успех. Успешными должны быть взрослые, если хотят благополучия своей семье, своей стране. Даже православные люди с принципами «милосердного самаритянина» вынуждены искать возможности  быть успешными в обществе, сделать карьеру. При этом успех очень часто уже не ассоциируется с трудом, с преодолением трудностей и изменением себя, с духовным ростом, а с  умением «достичь всего» малыми усилиями или вовсе не прилагая их, не ограничивая себя. Ограничение себя, и тем более, свободы выбора ребенка, считается проявлением насилия.
   Между тем, система координат, в которой растет современный ребенок, начинает терять свой смысл: в ней есть положительная шкала («Что такое хорошо»), но отрицательная шкала («Что такое плохо»), можно сказать, деградирует. Она либо вообще изымается из арсенала средств педагогической оценки («Чтобы не унижать, не принуждать и не обижать ребенка как личность»), либо сохраняется в том виде, в котором была. В итоге она оказывается несопоставима с положительной шкалой[2], формирует у детей ощущение фальшивости от соприкосновения с миром взрослых, вызывает невротические реакции, когда ребенок не справляется с противоречивой оценкой того, что он хочет, может и должен, становится несчастным. Поэтому еще в 4 года на вопрос о том, какими они хотят быть, дети отвечают, что стремятся  быть  «красивыми, добрыми», «хорошими человеками» и, обязательно, «любимыми» (и это правильно – они следуют общему принципу: «Если ты хочешь, чтобы я был хорошим, то люби меня»). Как ни странно, но воспитанники старших групп почему-то об этом уже не мечтают. Точнее, мечтают, но о другом.
   В старшем возрасте они все чаще хотят быть похожими на своих родителей, потому что они выступают для них носителями идеальных человеческих качеств, о которых говорилось ранее. В то же время, в оценочной характеристике родителей появляется ярко выраженный деятельный компонент: «Папа умеет починить все поломки», «Мама никогда не ругает», «Папа все покупает», «Потому что они умные, работают и зарабатывают деньги», «Папа учит учеников в школе и даже написал книжку» и т.д. В отличие от воспитанников других возрастных групп, в данных характеристиках появляется описание не только того, как родители относятся к детям и наоборот, но и того, как к ним относятся окружающие («их уважают»). Между тем, от 11 до 20% детей уже не хотят быть похожими на своих родителей. Чаще всего потому, что видят и осуждают качества их характера и особенности поведения, с которыми не желают мириться: «Папа и мама курят и выпивают, ругаются», «Очень часто ругаются», «Папа меня ругает», «Родители не живут вместе и ссорятся», «Они мне надоедают». К сожалению, достаточно редко, описывая себя в будущем, такие дети хотят стать «хорошими мамами и папами». В будущем они все хотят стать «счастливыми».  У них очень чувствуется недостаток этого «счастья» - любви со стороны близких людей.
    Остальные 80% еще надеются и даже уверены в том, что их можно любить за то, что они – «надежда родителей», слушаются взрослых, «умные» и «хорошо занимаются в саду». Некоторые из них «дружат и играют со всеми», «не обзываются и не дерутся», «умеют плавать и кататься на лыжах», «кататься на велосипеде, коньках и роликах», «лучше всех занимаются на физкультуре», многие - «хорошие и добрые», «не берут чужого» и «делают хорошие дела». Таков портрет «идеального» ребенка в восприятии самих дошкольников. Если же проанализировать заложенную в него  систему ценностей, то окажется, что «быть хорошим» и «что-то хорошо делать» для детей – одно и то же. Они пока не дифференцируют оценку своей личности и поступков, своей деятельности. Именно на данном этапе ценности Истины и Добра начинают смешиваться с ценностями Успеха. Взрослые только способствуют этому: «Ты хорошо это сделал. Хороший мальчик», - говорят они.
    Я не против того, чтобы успешность выступала в качестве одного из ориентиров поведения современных детей, однако они должны понимать ответственность за свой выбор между Добром и Злом, когда ставят перед собой задачи осуществления какой-либо деятельности, подбирают для этого наиболее эффективные средства и оценивают результаты. Успешность, на которую должно ориентироваться подрастающее поколение, должна иметь нравственные и духовные критерии оценки, а не сама быть таким критерием.
    Проблема еще заключается в том, что сегодня понятие успешности накладывается в сознании людей на понятие силы, которую всегда ценили и уважали русские люди. Но сила эта, как подчеркивалось в народных пословицах и поговорках, была не столько физической, сколько духовной. Современные дети этого не знают: многие герои могут быть сильными и, кажется, что добрыми, а на самом деле совершать насилие, уничтожать все вокруг. Таковы Бетмен, Черепашки-Нинзя и другие мультипликационные персонажи и герои художественных фильмов. Как сказала одна девочка, просмотрев мультфильм о том, как Том подружился с Джерри: «Они оба – злые. У них даже уголки рта не улыбаются. У нашего Чебурашки совсем не так». Некоторые дети чувствуют это несходство ценностных ориентаций, считают таких героев «чужими».
  Однако идеал силы все-таки характерен и для них. Так, 4-летние дети, отвечая на вопрос о том, почему они гордятся своей Родиной, сказали, что «здесь Кремль красивый», «здесь все сильное», «у нас есть Владимир Путин». Т.е. назвали то, что ассоциируется у них  с силой и величием, властью. А среди знаменитых людей, прославивших свою страну, в первую очередь, называли сказочных героев-богатырей. Из чего видно, что их привлекают личности, которые защищали их Родину, проявили свою силу и мужество, стали победителями. С другой стороны, - те, которые что-то сделали впервые «во всем мире», например, «Юрий Гагарин первым полетел в космос». Такой оптимистический, «детский» взгляд характерен для всех воспитанников средних групп.  Тут налицо интеграция представлений детей о силе и об успешности. При этом, отметим, что Иванушка-дурачок, герой русских народных сказок, тоже является таким идеалом. Не потому, что глуп, «дурачок», а потому, что имеет духовную силу, позволяющую ему выйти победителем в тех ситуациях, когда проигрывают сильнейшие. Т.е. для детей младшего дошкольного возраста характерен традиционный для русской культуры взгляд на силу и успешность.
   Для воспитанников старших групп сила и успех – уже не равнозначные понятия. Поэтому они ориентируются уже не на народных героев, где одно сопутствовало другому, а на тех, кто успешен в реальной, современной им жизни и карьере. Они все чаще усиленно готовятся быть успешными взрослыми и с радостью демонстрируют свои успехи в обучении счету, чтению и письму, иностранным языкам и компьютерной грамотности.
    Мало того, точно также успешно осваивают они разделы, связанные с формированием социальных, нравственных и духовных представлений. Действительно, в процессе формирования каждого из компонентов воспитанности детей старшего дошкольного возраста, преобладает положительная динамика, кроме, как показывают результаты наших исследований, 2 случаев:
- отрицательная динамика (на 18,5%) наблюдается в развитии содержательного компонента воспитанности детей старшей и подготовительной к школе групп. При качественном анализе выясняется, что это происходит за счет снижения следующих показателей: переживания положительного эмоционального отношения к окружающему миру и уважения к историческому прошлому родной страны.
- отсутствие динамики наблюдается в развитии деятельного компонента, что связано со снижением таких показателей, как реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в собственной деятельности и, в меньшей степени, бережного отношения к родной природе и труду других людей.
  Между тем, сформированность ценностей, характерных для русской культуры, всегда проверялась именно на отношении подрастающего поколения к своей семье, труду и своей родине, ее природе. Таким образом, формирование основных векторов взаимоотношений детей с другими людьми, рукотворным миром (как результатом человеческого труда) и природным миром  в рамках искаженной системы координат тоже оказывается нарушенным.
    В итоге наши дети, по всем статистическим данным, более умные и образованные, чем их сверстники еще 20 лет назад, обладает и более низкой восприимчивостью (на уровне 40%) к педагогическим воздействиям взрослых – членов своей семьи и педагогов ДОУ - и отзывчивостью на данные воздействия. Таких среди современного поколения – 40%.
  У оставшихся  20% отмечается средний уровень (на уровне 67%), у  30% - высокой (на уровне 80%) восприимчивости и отзывчивости на педагогические воздействия взрослых, готовности к принятию педагогической помощи. Последних особенно отличает отношение к труду, к обществу, другому человеку и самому себе на основе ценностей традиционной культуры. При этом 66,6% педагогов свидетельствует, что дети имеют свою точку зрения, могут ее отстаивать, но, не нарушая чувства собственного достоинства людей, принадлежащих к другой нации, национальности или веры.
Результаты данной диагностики наглядно свидетельствуют о том, что воспитанники детских садов, вошедшие в  третью дифференцированную группу, обладают большими возможностями для того, чтобы способствовать в дальнейшем сохранению русской культуры, русского мира, действительно стать патриотами своей Родины. Это не означает, что дети из первой дифференцированной группы в чем-то хуже своих сверстников – они не оказались в таких условиях, где патриотические качества являются востребованными в ходе организации педагогического взаимодействия с ними, являются приоритетными для формирования семейной культуры.
Так, если раньше, в традиционной семейной культуре разные пространства семейного бытия - духовно-нравственное, социокультурное, социальное и физическое – находились в единстве, то сегодня выделяется сразу несколько типов семейных культур, которые резко отличаются по ценностям, целям, смыслам, и направленности воспитания детей.
      В чем же проявляется специфика их влияния на детей? Чтобы выяснить это, мы провели специальное исследование[3]на базе ГОУ детского сада №10 г. Красногорска. Оно позволило выделить 3 наиболее типичные культуры семейного воспитания (по признаку признаваемых приоритетов развития детей в этих семьях):
-   культура здорового образа жизни, физического развития и воспитания признана 12 семьями из 44 изучаемых семей, что составляет 27,3% от общего числа;
- культура интеллектуального развития и воспитания, которая наиболее распространена и признается 15 семьями (34%);
- культура духовно-нравственного развития детей на основе отечественной культуры воспитания была наименее признана родителями и отмечена у 9 семей, что составило примерно 20%;
- часть семей, 8 (18%), не придерживалась никаких определенных направлений и традиций в развитии и воспитании своих детей в силу различных социально-психологических причин.
     Дальнейшее изучение уровня развитости, воспитанности и обученности детей дошкольного возраста из семей, признающих и проживающих в разных культурных традициях, выявило между ними существенные различия.
     Так, наилучшие показатели физического развития были у 75% детей, воспитывающихся в семьях, родители которых придерживаются культуры здорового образа жизни, а умение работать с дидактическим материалом и более высокий уровень мышления продемонстрировало 67% детей из семей, родители которых придают большое значение именно их интеллектуальному развитию. Это естественно. Однако при этом наиболее низкий показатель интеллектуального развития был выявлен именно у детей из семей с приоритетом физического развития – у 50-58% обследованных. Точно так же обстояла ситуация с уровнем физического развития у детей из семей, придерживающихся традиций интеллектуального развития и воспитания.
Однако наиболее гармоничное развитие детей выявлено по показателям интеллектуального развития (также 67%), физического развития (56%) у детей из семей с традиционной культурой семейного воспитания. Отмеченные показатели равны или не намного ниже, чем у детей, с которыми усиленно занимаются физическим или интеллектуальным развитием. Но главное отличие детей из семей с традиционной культурой семейного воспитания состоит в их опережающих показателях социального развития: 76% детей из этих семей показали высокий уровень понимания социальных отношений. Аналогичные показатели семей с приоритетом физического развития продемонстрировали только 50% детей из семей с приоритетом физического развития, и немногим больше, 53% детей из семей с приоритетом интеллектуального развития. Таким образом, разница более чем на 20% и выше говорит о том, что дети, воспитывающиеся в семьях с приоритетом духовно-нравственного воспитания, социально более адаптированы и в целом развиваются более гармонично, чем их сверстники.
     В чем же заключается «секрет» традиционной культуры воспитания, которой придерживались семьи с приоритетом духовно-нравственного развития и воспитания детей?
     В приоритете духовно-нравственных ценностей, их использовании при построении традиционного семейного уклада, запечатленного в материальной и духовной культу­ре дома, в системе психологически выверенных взаимоотношений членов многопоколенной семьи, обрядов и обычаев, которые в старину сопровождали человека от его рождения до кончины. В приоритете духовно-нравственного бытия над социокультурным, социальным и физическим с самого раннего этапа формирования взаимоотношения человека с членами своей семьи, своего рода, со всем миром. При этом оказалось, что чем выше уровень сформированности отношенческого компонента у родителей, том выше он становится у педагогов, работающих с их детьми. Эта разница в сформированности отношенческого компонента особенно очевидна при сравнении соответствующих показателей у воспитателей обычных детских садов и садов с приоритетом этнокультурного и духовно-нравственного компонента воспитания. Она составляет 10% у педагогов и 20% - у родителей воспитанников. При этом выяснилось, что чем возрастание уровня отношенческого компонента у родителей вызывает его увеличение у воспитателей обычных детских садов примерно на 10%, а у педагогов детских садов с приоритетами – именно на 20%!
   Таким образом, отношенческий компонент педагогической культуры родителей является одним из самых важных условий сохранения ценностей и смыслов, характерных для традиционной культуры, и лежащих в основе отечественной системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
   Второе условие – уровень методической компетенции родителей и воспитателей в области приобщения детей к традиционной культуре и патриотического воспитания. Разница между педагогами составляет 18%, между родителями воспитанников – 31%. При этом оказалось, что чем выше уровень методической компетенции воспитателей, тем он выше у родителей детей дошкольного возраста. Обратных закономерностей не выявлено.
   Таким образом, содружество родителей и воспитателей выступает основным фактором сохранения русской культуры, русского мира.  При этом особенностью данного содружества является одновременное и взаимосвязанное развитие каждого ребенка и всего детского коллектива в целом, родителей и воспитателей как единого педагогического сообщества.

[1] Среди современников можно назвать представителей «модели русской школы» - И.Ф. Гончарова, В.Ю. Троицкого,  Л.Н. Погодину и др.
 
[2]Например, как можно противопоставить Успех и Ложь, которая в традиционной системе ценностей противостояла Истине?
[3] Исследование проводилось Г.Н. Макухой под научным руководством к.п.н., ст. преподавателя кафедры педагогики и методики дошкольного образования МГПИ, Л.П. Гладких.