Перейти к основному содержанию

«Проблемыпатриотического воспитания в условиях семейного воспитания детей дошкольного возраста»

К.п.н., доцент МГПИ, член-корреспондент МАНПО, Юлия Викторовна Микляева

 
Опрос родителей по проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания проводился в апреле 2006 г. В нем приняло участие 117 родителей, чьи дети посещают 7 ГОУ детских садов Департамента образования г. Москвы, и 31 будущий родитель – студенты факультета педагогики и методики дошкольного образования Московского гуманитарного педагогического института и дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета.
   Анализ общих представлений родителей о патриотическом воспитании выявил следующее. 87% опрошенных считают, что патриотическое воспитание нужно начинать со знакомства ребенка с историей своего рода и семьи: они рассказывают детям о своих предках, показывают фотографии. Особенно ярко данный интерес проявляется в семьях, где отец или дед принадлежат другой национальности (осетины, армяне и т.д.). Родители указывают, что их детям особо важно знать свои корни, потому что ими и их культурой дорожат родственники: «Это важно для моего мужа». При этом анализ установок родителей показывает, что внимание взрослых к проблеме национальной идентификации своих детей не оказывает негативного влияния на формирование их отношения к представителям других наций. Наоборот, многие считают, что воспитывать нужно так, чтобы избежать в будущем национализма, а историю своего рода не связывают с историей своего народа, нации (31%).
Самым оптимальным вариантом, по их мнению, является формирование нравственных установок по отношению к людям всех национальностей, не теряя при этом своего национального облика: «Людей других национальностей не стоит сравнивать с собой, т.к. они такие же. Ребенок просто должен иметь представление о своей национальности и о национальности вообще», «Можно всего лишь сказать, что он русский и со временем ребенок поймет, что быть русским – это хорошо», «Против других наций не должно быть ничего плохого». Большое внимание они  уделяют воспитанию культурного человека, знающего традиции многонациональной страны, в которой он живет: «Нужно, чтобы был культурным и знал культуру страны, в которой живет».
Крайностью некоторых родителей являются приспособленческие реакции, типа «Не надо акцентировать ребенка на национальной принадлежности, т.к. это может вызвать неприязнь к другим национальностям», «Не надо обращать внимание на то, что ты русский. Нет плохой национальности, а есть плохие люди. Все мы одинаковые люди». Если ребенка интересует информация, связанная с национальной идентификацией,  представить ее в интересной для ребенка форме умеют немногие. Поэтому если родители замечают отсутствие интереса у ребенка к рассказам, былинам, истории рода, то они, как правило, считают, что не стоит обращать внимания дошкольников ни на национальную принадлежность (46%), ни на «родословную» (13%).
Еще одной тревогой, особенно среди молодежи, является столкновение позиций мужа и жены не на национальной почве, а из-за несогласия в религиозных позициях: «Ребенок должен знать, к какой вере он принадлежит, а вот верить ли в нее в будущем или перейти к другой вере – это его личное дело». Интересно, что зачастую они сами не знают, к какой вере принадлежат, потому что «мать – христианка, отец – мусульманин, и мне дали право выбора веры», которое почему-то пока не дало возможности самоопределиться.  Причем в некоторых случаях мы наблюдали прямую ассоциацию национальности с верой: «У каждой национальности – своя религиозная принадлежность, своя культура, история и подвиги, которыми можно гордиться», «Ребенок должен знать, к какому народу принадлежит и что исповедует». Такая позиция часто сочетается с установкой на то, что решать проблемы патриотического воспитания надо только в своей семье, а не в государственном учреждении.
 Таким образом, можно отметить, что представления о патриотическом воспитании часто являются неполными. Есть родители, которые считают, что другая национальность – это что-то иностранное, не дифференцируя разные национальности. Для них на своей, родной территории «национальность не главное, важно показать ребенку его отличие от иностранцев». При анализе последующих данных анкет также видно незнание или непонимание значения некоторых терминов: «Что такое всечеловечность?», «Не понимаю, что означает «духовное служение», «идея народности». Таким образом, можно считать, что проблема национальной идентификации является, в основном, проблемой несформированности компонента общей культуры педагогической компетентности взрослых, их неумения дифференцировать понятия и формировать на их основе адекватные педагогические установки.
 С другой стороны, эта проблема, проблема национальной идентификации и розни, во многом преувеличена самими родителями. Это своего рода «охранительное торможение», своеобразная защитная реакция на вторжение в сферу педагогических установок, касающихся патриотического и духовно-патриотического воспитания детей, чужеродных, не свойственных традиционной культуре мотивов. Об этом свидетельствует качественный анализ содержания педагогических установок взрослых.
Так, в результате опроса нами было выявлено, что среди педагогических установок родителей  преобладают:
-  идея семьи как частицы рода, иерархичности отношений в семье, значимости каждого из членов семьи, уважения друг к другу. В основном, взрослые акцентируют аспект, выраженный в пословице: «От доброго дерева добрый и плод: каков корень, таково и семя»;
-  идея единения и согласия, гармония взаимоотношений в быту. Акцентируется аспект, выраженный в пословице: «Где кто родился, там и пригодился» (среди молодежи более популярной является пословица «Своя земля и в горсти мила»);
 - идея духовного служения и стремления к истине («правде-матушке»). Акцентируется внимание на пословице: «Своя земля и в горсти мила». Среди молодежи установкой, занявшей третье ранговое место является  идея всечеловечности и пословица «Худая та птица, которая гнездо свое марает».
Следовательно, у родителей преобладают установки на осуществление, преимущественно, таких направлений патриотического воспитания, как: «гражданско-патриотическое», «культурно-патриотическое и православно-ориентированное», «семейно-родовое», однако преобладающие установки не всегда соответствуют тем пословицам, которые, по их мнению, отражают процесс патриотического воспитания в их семье. Это связано с тем, что выбор пословицы отвечает не столько за осуществляемое родителями направление патриотического воспитания, сколько за те проблемы, с которыми они сталкиваются при его реализации. Так, приоритетных установок может быть несколько, а все выбранные пословицы соответствовать лишь 1-2 направлениям, которые даже не попадают в приоритетные, но вызывают «ответные чувства». Например, приоритетными в семье Галины Т. являются идеи единения и согласия, семьи как частицы рода, всечеловечности, а среди представленных пословиц выбраны: «От доброго дерева добрый плод: каков корень, таково и семя», «Своя земля и в горсти мила», «Земля русская вся под Богом».
Сопоставление выбранных пословиц с общими сведениями и представлениями родителей о патриотическом воспитании позволило определить следующие закономерности.
Относительно идеи  семьи как частицы рода, иерархичности отношений в семье, значимости каждого из членов семьи, уважения друг к другу выявлено:
·                     родовые отношения чаще подчеркиваются либо в многопоколенных семьях, либо в семьях, в которых живут люди разных национальностей, поэтому родители указывают на необходимость знакомить ребенка с культурой своего народа. Своя преемственность поколений, гордость за некоторые поступки предков подчеркивается в пословице «От доброго дерева добрый и плод: каков корень, таково и семя», что и делает эту пословицу особо популярной. Она может обслужить многие родительские установки.
·                     в однопоколенных семьях, в которых родители часто поддерживают контакты с родственниками, наблюдается ответный интерес детей («С интересом слушает, расспрашивает про моих бабушек и дедушек»), который, в свою очередь, стимулирует родителей к осуществлению патриотического воспитания с целью формирования чувства единения со своим народом. Необходимость знакомить ребенка с «истоками», «корнями» своего народа часто соотносится с такой пословицей, как «Велика святорусская земля, а везде солнышко». Этим солнышком и называется ими культура.
·                     об уважении друг друга, которого так мало в современном обществе, зачастую говорит пословица «Худая та птица, которая гнездо свое марает».
Относительно идеи народности (использования народных традиций) в воспитании детей выявлено:
·                     к чертам русского народа большинство родителей относят: силу, выносливость, ответственность, любовь, умение уважать себя, близких, защищать их, стремиться к миру со всеми, а также уметь приспособиться к любым обстоятельствам, поэтому в этом плане наиболее распространенными являются пословицы: «Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля», «С родной земли – умри, не сходи!», «Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит». Другими словами, установка на использование народных традиций перекрывается установкой на военно-патриотическое воспитание.
·                     родители, связанные с интеллектуальным родом профессий (учителя, врачи, экономисты и т.д.) акцентируют внимание на связи поколений, но при этом большое внимание уделяют развитию способностей самого ребенка, что отражено в пословице «Не хвались отцом, хвались сыном-молодцом». Только хорошо образованный, нравственный человек может, по их мнению, быть представителем своей нации. «Дети не знают традиций», подчеркивает одна учительница школы, поэтому «необходимо воспитывать детей в них».
·                     молодые семьи делают акцент на воспитании в малом кругу. Лишь для них характерна пословица «За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое», которая как бы оправдывает стремление молодежи жить обособленно, отдельно от родителей, бабушек и дедушек. В то же самое время они показывают свою широкую эрудицию, многие из них любят отдохнуть за границей, но, тем не менее, это не мешает им оставаться патриотами.
·                     во многих многодетных семьях подчеркивается важность уступить друг другу, помочь, уметь говорить на языке «более младшего» и «более старшего». Только родители из этих семей выбирали пословицу: «Я русский, на манер французский, только немного погишпанистее».
Относительно идеи всечеловечности выявлено:
·                     лучше всего ее принимают родители, не относящие себя ни к какой вере, а также молодежь, которая считает это направление одним из приоритетных. Не упасть в грязь перед другой страной является девизом молодого поколения, отсюда объясняется многочастотный выбор пословицы «Худая та птица, которая гнездо свое марает».
·                     практически все родители, принадлежащие не к русской национальности, выбирают пословицу «В какой народ придешь, таку шапку и наденешь».
       Таким образом, можно говорить о том, что в современных семьях в основу патриотического и духовно-нравственного воспитания детей ложатся совершенно разные педагогические установки, которые отражают отсутствие согласованности взглядов взрослых на процессе развития и воспитания дошкольников, однако на практике они реализуют интуитивно-эмпирический опыт патриотического и духовно-нравственного воспитания, поэтому, с одной стороны, их установки становятся практикоориентированными, направленными на совершенствование механизмов социального развития современных детей, с другой – воплощают на практике опыт традиционной, а не чужеродной нам системы воспитания детей. Это вселяет оптимизм.