Перейти к основному содержанию

«Сотрудничество семьи и детского сада как условие духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

К.п.н., доцент МГПИ, член-корреспондент МАНПО, Юлия Викторовна Микляева
 
Проблемы повышения эффективности сотрудничества детского сада и семьи сегодня являются особенно актуальными. Это связано с усилением роли семьи в воспитании и обучении ребенка и изменении приоритетов воспитательно-образовательной работы ДОУ. Они смещаются в сторону создания оптимальных условий для формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие личности человека. Согласно С.А. Козловой, создание данных условий подразумевает удовлетворение и развитие идеальной потребности познания смысла жизни и социальной потребности жить для других, по мнению Л.А. Парамоновой – формирование интегральных характеристик личности и социальной компетенции. Однако педагоги и психологи часто упускают из вида, что чем более социально нестабильной оказывается современная ситуация развития, тем менее возможно в ней решение проблем социально-нравственного воспитания.
      В этом случае речь должна идти о формировании таких нравственных представлений и чувств, которые способны придать высший смысл делам и мыслям человека, развитии способности не только, как сейчас говорят, толерантного отношения к окружающим людям, но и противостояния деструктивным воздействиям. Не только понимания своих и уважения чужих прав, но и умения нести ответственность за их нарушение или, наоборот, за их ненарушение в проблемной ситуации. Таким образом, речь идет о формировании системы духовно-нравственной оценки образа себя и окружающего мира, взаимоотношений с другими людьми, взрослыми и детьми. Естественно, что у ребенка дошкольного возраста в формировании данной системы, становлении духовно-нравственных установок и критериев оценок поведения, ценностных ориентаций и личностных смыслов огромную роль играют взрослые – воспитатели и родители.
      Эффективность данного процесса зависит, в первую очередь,  от степени сформированности их собственных духовно-нравственных устремлений и системы оценок поведения. Во вторую – от умения передать их своим детям. В этом отношении мало самому стремиться к высшим началам (абсолютной истине, добру, красоте), нужно уметь пробудить такое же стремление у ребенка.
     Стремление может быть охарактеризовано как соотношение потребностей и мотивов к деятельности, аффективно заряженного потенциала «Я хочу», к тому, что человек может, к потенциалу «Я умею». При этом в процессе формирования у детей ориентировки на первое особое значение имеет эмоциональный смысл контакта ребенка со взрослым, на второе – способы действия, как говорил Д.Б. Эльконин, ориентация на аффект и интеллект. Их единство в конкретной ситуации общения ребенка и взрослого способствует расширению зоны ближайшего развития обоих. Как можно это проверить?
    Например, взрослым – родителям и педагогам - может быть предложено охарактеризовать свое отношение к следующим воспитательным ситуациям:
-  воспитание уважения и любви к родителям;
-  воспитание любви к другим людям, к «своему ближнему»;
-  воспитание любви к своей родине;
- воспитание любви к Богу (если это позволяют сделать религиозные установки взрослых).
   Оценка должна производиться в системе двойных координат: ориентации на эмоциональный смысл взаимодействия с ребенком и формирование у ребенка представлений о способах действия в конкретной ситуации: по подражанию, по памяти, образцу или по аналогии. Взрослые, вспоминая конкретные ситуации взаимодействия с ребенком, должны оценить их в системе от -3 до +3 баллов. Затем, соединяя получившиеся 4 точки, рисуется график педагогических потенциалов данного взаимодействия и анализируется с тех позиции, которые только что были описаны. Естественно, что у современных родителей «перетягивают» данный график «воспитание уважения и любви к родителям» и «воспитание любви к родине». В худшем положении оказываются «воспитание любви к своему ближнему» и, тем более, «к Богу». Между тем, именно эти позиции характеризуют высшие добродетели, которые формируются в процессе духовно-нравственного воспитания. В христианстве это две заповеди, на которых строится вся духовная жизнь человека.
    Естественно, формирование основ духовной жизни детей дошкольного возраста должно происходить в семье. Светский характер современного образования, не считая опыта работы церковно-приходских школ и православных групп детского сада, не позволяет в полной мере развернуть данную работу в  обычном детском саду. Между тем, никто не мешает здесь организовать семейную гостиную или семейный клуб, в котором будут проводиться тренинги детско-родительских отношений на основе методик, разработанных православными психологами, совместные занятия детей и родителей на основе приобщения к ценностям традиционной культуры и народным ремеслам, организовываться вечера православной детской книги и встречи со священниками.
   Если речь идет не о факультативной, а о ежедневной работе с детьми, то знакомство с ценностями православной культуры в контексте духовно-нравственного образования дошкольников необходимо начинать с получения согласия родителей воспитанников. Лучше всего это делать, включая детей и родителей в цикл православных праздников: Рождества, Масленицы, Пасхи и др. Готовясь к ним, дети и родители получают первые представления о смысле праздника и его значении для верующих, его месте в ряду других. Естественно, что формированию эмоционального отношения к нему способствует включение детей в практическую, продуктивную деятельность: дети могут лепить из теста жаворонков ко Благовещению, вырезать из бумаги Ангелов к Рождеству, делать «писанки» к Пасхе и т.д. При этом важно, чтобы сохранялось единство эмоционального и интеллектуального смысла всего происходящего, о котором мы говорили выше. Иначе все это останется только на уровне яркого эмоционального впечатления или бездумного освоения той или иной техники, способа росписи пасхальных яиц. Дети и взрослые должны знать, зачем они это делают, зачем участвуют в этом празднике. Пусть каждый для себя попробует ответить сам, однако задать эти вопросы – обязанность педагога. В связи с этим хочется привести один пример.
Старшая группа детского сада готовилась к тому, чтобы отметить праздник Рождества. Дети репетировали последние сцены праздничного спектакля. В этот день Матвей К., долго отсутствовавший в группе и не получивший никакой роли, пришел в детский сад очень грустный: у него умирала от рака мама. Казалось бы, это не могло сильно повлиять на мотивацию детей. Однако в ходе подготовки к праздничному концерту один из детей добровольно уступает ему свою роль, роль Ангела, только потому, что «у него умирает мама: ему и так плохо». На празднике Матвей старательно выполняет свою роль, долго-долго кружится, как Ангел. Когда педагог хочет его остановить («вдруг закружится голова?»), другие дети его останавливают: «Не трогайте Матвея: ему Ангел должен помочь маму вылечить. Пусть Ему покружится».
Вообще, образ Ангела является одним из самых ярких и близких для детей дошкольного возраста. Дети с удовольствием его рисуют, лепят, разговаривают с ним. Педагог может воспользоваться этим интересом воспитанников и попросить, например, подобрать сюжетные картинки к ситуации, когда «Ангел радуется» или наоборот, «печалится». Дети быстро соотносят «реакцию» небесного вестника с исполнением или нарушением нравственных норм, с тем, «что такое «хорошо»» и «что такое «плохо»». Однако в этом отношении не стоит обольщаться: как отмечал игумен Никон (Воробьев) занимающиеся духовным воспитанием взрослые пытаются смотреть на заповеди Святого Евангелия «как на хорошую мораль для общественной жизни». В этом случае ребенок усвоит нормы морали, будет пытаться применять их в реальной жизни, но более духовным от этого не станет. Для этого нужна другая мотивация, духовная устремленность и вера в то, что каждое движение духа и души встречает отклик у Бога. Для этого нужен опыт общения… с Богом. В православных группах детского сада это возможно через совместную молитву, посещение храма и причастие. В обычных группах, кажется, что такой возможности нет.
Однако такой диалог возможен в ситуациях, связанных с детским философствованием и проблематизациями. Их достаточно легко моделировать. Например, можно предложить детям написать письмо … Богу. В Прибалтике такой эксперимент провели. Около 3.000 детей написали такие письма:
- Давай договоримся, Господи, я верю в Тебя, Ты – в меня.
- Почему многие люди такие несолнечные?
- Зачем Ты создал этот мир, Ты что, не понял, что будет такая заморочка?
   Можно попросить детей продиктовать эти письма на магнитофон, а потом дать послушать их родителям. Многие из них поймут, что вопросы, которые задаются Богу, и пожелания детей свидетельствуют о том, что они понимают больше, чем думают взрослые. Они стыдятся не только плохого, но и как многие их родители – того хорошего, что в них есть. Потому что в современной ситуации «нельзя быть добрым: сразу сядут на шею», «сломают». Тогда взрослым хоть немного станет неудобно от того, что они коверкают жизнь своих детей, искажают ее в зеркале своих рассуждений о том, каким надо или не надо быть в реальной жизни.
    Подумать об этом можно, организовав открытое занятие с их же детьми. Попросив детей обсудить евангельскую притчу о сеятеле. На таком занятии можно предложить воспитанникам вспомнить ситуации, когда они поступали, как «бесплодная почва» или «тернистая земля», спросить, как можно изменить это. Такие первые попытки детского самоанализа обязательно вызывают отклик со стороны родителей. Они воспринимают это как метафору, имеющую прямое отношение к их жизни, к их воспитательным способностям, поэтому гордятся тем, что дети отвечают «правильно».
     Метафора может использоваться и в терапевтических целях. Например, П. Дженкинс предлагает использовать следующую серию метафор.
     Детям раздаются надутые и ненадутые воздушные шары и предлагается представить себе, что каждый воздушный шар – это человек: «Мы видим только внешнюю сторону воздушного шара или внешний облик людей. Нам кажется, что именно эта, внешняя сторона и есть самая главная. Однако на самом деле намного важнее то, что находится внутри нас. Потому что именно внутреннее содержание определяет нашу внешность… Также важен наш внутренний мир – наши мысли и чувства…Но самым главным является Дух, который присутствует в нас».
    На следующем занятии детям показывают нитку и разноцветные пуговицы или бусины, отличающиеся еще и по размеру, форме и т.д. Нитка (шнур) символизируют Дух, или Бога, бусинки (или пуговицы) – людей. Каждый ребенок должен выбрать пуговицы в соответствии количеством членов своей семьи и нанизать их на общую нить. Затем детей подводят к выводу, что всех людей объединяет нечто общее: «Через сердце каждого человека проходит «нить», которая зовется Духом… Если мы вспомним, что все мы связаны одной духовной нитью, то ощутим близость с другими людьми». Затем детям предлагается найти в себе «эту связующую всех нас нить любви, мира и совершенства».
    Такие метафоры очень наглядно и образно демонстрируют ребенку истины добра и любви. Однако, все-таки, это практика, более характерная для католиков. У нас подобные выводы принято формулировать в ходе проведения этических бесед с детьми по поводу содержания русских народных или волшебных авторских сказок. В первую очередь, сказок писателей, отличавшихся христианским мировоззрением, например, Г.Х. Андерсена. Конечно, самое простое – соотнести поступки героев с теми или иными нравственными  заповедями, сформулировать причинно-следственную связь: нарушение заповеди – наказание, выполнение заповеди – посещение благодатью Божией. Можно привести примеры того, как не только люди, но и животные чувствуют необходимость их выполнения. В этом отношении очень интересны методические пособия, которые выпускаются за рубежом, в рамках реализации идей неотомистической педагогики. Например, муравьи и пчелы – символ трудолюбия, утки – послушания и т.д. Однако, на наш взгляд, если у детей формировать подобного рода ассоциации, то они оказываются бездейственными, когда нужно будут примерить к себе ту или иную модель поведения.
    Восполнить данный недостаток могут моделирование в игре проблемных ситуаций, предоставление детям условий для морального выбора той или иной модели поведения. Не просто, хочешь ли ты поступить так и так – и стать похожим на пчелу, а выбери сам: на кого ты хочешь быть похожим: на Сергия Радонежского или на ленивого работника, от которого топор убежал?
Естественно, что до этого воспитатель должен рассказать детям о жизни святого Сергия Радонежского, показать икону святого и картинки-иллюстрации из его жизни. Затем задает вопросы, например, такие: «Какие эпизоды из жизни преподобного Сергия Радонежского вам запомнились? Почему люди обращались за советом и помощью именно к нему? Какие чувства они испытывали при этом?» Потом воспитатель предлагает каждому ребенку ответить на вопрос: «Почему жизнь преподобного Сергия Радонежского можно назвать праведной? Можно ли сказать, что он своей жизнью прославил свою Родину?», организуя ответы по очереди (например, передавая мяч по кругу).
В средней и старших группах детского сада такое знакомство может начинаться  с житий тех святых, имена которых носят сами дети, с празднования  именин. Ведь имя каждого – это дверца в душу ребенка, тайное послание о его предназначении на земле. Такие мероприятия могут и должны проводиться как занятия и досуги, которые готовят и организуют сами родители воспитанников. Воспитатель при этом берут на себя функцию координатора, предупреждая об инициативе родителей администрацию ДОУ.
В ходе проведения подобных мероприятий можно организовать цикл очно-заочных экскурсий по святым местам, связанным с жизнью того или иного святого. Он описан М.Ю. Новицкой в ее программе «Наследие». Для этого организуются экскурсии в музеи и монастыри, проводятся слайд-шоу, выставки детских рисунков и конкурсы сочинений-миниатюр. Таким образом дети знакомятся не только с жизнью своего святого, а с историей всей России, учатся гордиться ею и любить ее.
На этой стадии с ними можно
- рассуждать о том, что такое «любовь», «вера», «надежда»,
- попросить расшифровать смысл соответствующих пословиц,
- объяснить, что значит «верить», «надеяться» и «любить»,
- предложить привести примеры из своей жизни, жития святых, истории своей семьи.
Сделать это можно, обсуждая содержание соответствующих художественных произведений. Например, рассказа «Вера маленького мальчика», фрагментов из повести «Живый в помощи», картины «Над вечным покоем» и др. В подготовительной к школе группе дети не просто включаются в обсуждение проблемных нравственных ситуаций, а переживают их вместе с героями, переносят их в ролевые игры, примеривая к себе их поступки. В ходе участия в таких играх у них формируется личностный смысл тех или иных поступков, духовно-нравственное отношение к происходящему.
Параллельно выстраивается ряд сценариев педагогического воздействия, которые можно дифференцировать на контрсценарии и коррекционные сценарии, направленные на нейтрализацию и коррекцию имеющегося негативного сценария, развивающие и закрепляющие сценарии, направленные на актуализацию пози­тивных аспектов имеющегося сценария или его закрепление. Опыт показывает, что в процессе моделирования игровых ситуаций, имеющих духовно-нравственный смысл для ребенка, 48% касается первых, 52% - вторых. При этом среди ситуаций, требующих развертывания контрсценария, только 24% от всех проигрываемых детьми. Это чаще всего те  ситуации, которые моделируются детьми, которым плохо в собственной семье. У них формируется стратегия автономного поведения, ориентированного преимущественно на «ненуждаемость» во взрослом. Потребности этих детей не соответствуют представлениям взрослых об «идеальном ребенке» и характеризуют их как безразличных к педагогическим установкам взрослых. Кажется, что в таких ситуациях даже речь быть не может о формировании духовно-нравственных устремлений воспитанников. Однако опыт показывает, что они больше, чем другие дети, нуждаются во внимании взрослого, в его ласке и любви. Этот опыт искреннего и доброжелательного внимания им могут дать воспитатели и другие дети в ходе моделирования позитивных взаимоотношений в игре, продуктивных видах деятельности. Таким образом, дети учатся помогать друг другу, учат друг друга верить надеяться и любить. Это говорит о потенциалах духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.