Перейти к основному содержанию

За детские души надо биться до конца

Иеромонах Киприан (Ященко) - ректор Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, сотрудник учебного отдела комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви, декан педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат педагогических наук - имеет свое мнение по методике преподавания основ православной культуры для школьников.
 
Он считает, что на серьезные богословские темы с детьми надо говорить понятным для них языком. Своим богатым опытом педагогической деятельности иеромонах Киприан поделился с читателями "Православной газеты", среди которых немало педагогов, ведущих факультативные занятия по изучению основ православной культуры в общеобразовательных школах многих городов Екатеринбургской епархии.
 
Иннокентий Иркутский как-то сказал такие замечательные слова: если вы детям не можете рассказать о вере, значит, вы плохо знаете свой предмет, плохо веруете и плохой богослов. Хороший богослов - это тот, кто может детям рассказать о вере. Поэтому сейчас самая сложная задача православных педагогов состоит в том, чтобы отказаться от многих богословских терминов, отказаться от тех обобщений, которые давно приняты, и перейти на "язык детей".

Вот эту задачу и должен решать каждый конкретный педагог, и об успешности ее решения во многом зависит успех наших учебников, наших программ, наших дел.

Я бы хотел рассказать об одном случае из моей педагогической практики именно по работе со школьниками. Как-то меня пригласили в одиннадцатый класс московской школы побеседовать с учениками. Классный руководитель приоткрыл дверь и сказал: "Батюшка, заходите, а я пойду по своим делам, не буду вам мешать". И когда я зашел в класс, увидел такую картину: сидят около тридцати молодых ребят, девушек, все развалились на стульях, у всех почти нога на ногу, и все как один жуют жевательную резинку. И выражение лица у всех почти одинаковое: "Ну, что ты теперь нам скажешь хорошего?"

Я, конечно, ожидал, коль ребята сами так настойчиво звали меня к себе на беседу, то у нас будет какой-то хороший диалог... Но они сидят, на меня смотрят, я - на них смотрю. Все, что хотел сказать, видимо, здесь неуместно. Первая мысль была выйти тихо из класса, закрыть дверь, - видимо, я не туда зашел. А потом подумал: ну, если уж Господь привел, то надо биться до конца. А что сказать - неизвестно.

В конечном итоге использовал самое главное православное оружие: они молчат, а я читаю "Цари Небесные"... Видимо, Сам Господь подал мне какие-то мысли, и я сказал: "Ребята, поднимите руки, кто из вас хотел бы жить красиво и счастливо". Они подумали, что это им подходит, и все подняли руки. Тогда я спросил, а кто хочет жить красиво, счастливо и очень долго? Они не долго думали, и тоже все подняли руки.
Тогда я говорю: "А знаете, что в Священном Писании есть один закон, и если его выполнять, то люди живут счастливо, красиво и очень долго?" А дальше произошло что-то невероятное: все выплюнули жвачки, полезли в портфели, достали тетради и ручки, сели в нормальную ученическую позу. Мол, давай, батюшка, диктуй, что для этого надо делать...

И я под диктовку прочитал Пятую заповедь: чти отца своего и матерь, и будешь долго и в благоденствии, то есть красиво и счастливо жить на земле. А дальше уже начался душеполезный и интересный разговор. И когда мы закончили беседу, я посмотрел на часы - она продолжалась три с половиной часа. Уже классный руководитель устал заглядывать в класс. Состоялся разговор, действительно хороший разговор, о почитании родителей и вообще о духовной жизни.

 
И что мне было особенно приятно: когда через неделю ко мне позвонил классный руководитель и рассказал о своеобразном продолжении моей беседы с детьми. Оказывается, они всем классом пошли в храм и заказали молебен за своих родителей. Батюшка долго читал все записки - ведь целый класс пришел. Потом ребята не отпустили его до тех пор, пока он не отслужил панихиду за их дедушек, прадедушек... После этого посещения храма у некоторых ребят началась полноценная духовная жизнь: они начали регулярно ходить в храм, исповедоваться и причащаться.

Поэтому из этого факта мне бы хотелось сделать для всех православных педагогов оптимистический вывод. И хотя на прошедшем совещании многие учителя говорили о том, что у нынешней молодежи падает вера, снижается уровень духовности и нравственности, - в своей работе мы должны исходить из педагогического духовного оптимизма. То есть, если мы сами как-то горим, если мы сами веруем, если мы своей какой-то искоркой поделимся с нашими учениками - то дети с благодарностью примут это.

Действительно, если бы в тот момент, о котором я рассказал, я вышел из класса, то что бы произошло с ребятами - непонятно. И дело-то ведь не только во мне, на моем месте может оказаться в свое время любой другой педагог... А если мы в беседе с детьми будем подбирать слова, "переводить" их на их язык, говорить с ними о том, о чем они хотят, то мы найдем такие мосты, которые связывают их нынешнее духовное состояние, их нынешние духовные поиски и интересы с тем духовным кладезем, которым обладает православная культура.

В заключение мне хотелось бы пожелать всем православным педагогам успехов в их поисках на этой нелегкой дороге. Помогай вам всем Господь.