Перейти к основному содержанию

ЛЕЛЕКОВ ЮРИЙ СЕРГЕЕВИЧ

Родился 19 апреля 1930 года в селе Александрово Александровского района Томской области в семье учителей. Русский.
В 1950 году окончил среднюю школу в г. Омске.
Окончил в 1956 году Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности инженер путей сообщения – электромеханик.
После распределения работал на Омской железной дороге помощником машиниста электровоза, а затем инженером цеха, мастером и старшим мастером цеха локомотивного депо Московка. Первая комплексная бригада, которую он возглавлял, была организованным и сплоченным коллективом, что позволило добиться высших результатов в труде.
Ей первой на Омской железной дороге и в области было присвоено звание «Коллектив коммунистического труда».
Бригадир к тому времени уже носил почетное звание Героя Социалистического Труда (присвоено в 1959 году). Член КПСС с 1960 года.
С 1962 по 1964 год был начальником локомотивного депо «Барабинск». В 1965 году был назначен главным инженером службы локомотивного хозяйства управления Западно-Сибирской железной дороги, а затем – начальником локомотивного депо ст. Московка.
С 1969 по 1977 год – начальник Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги. С 1977 по 1981 год – заместитель начальника Западно-Сибирской железной дороги. В 1981–1984 годах работал советником – председателем VIII комиссии по тяге и электрификации комитета Организации сотрудничества железных дорог в Варшаве (Польша).
Награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», различными медалями, Золотым знаком Общества польско-советской дружбы.
Избирался делегатом XXII съезда КПСС, делегатом Всесоюзного совещания железнодорожников, членом городского комитета КПСС, членом бюро РК КПСС, депутатом Новосибирского областного Совета.
Становление и последующие годы работы метрополитена, его успешное врастание в городскую пассажирскую транспортную сеть неразрывно с именем первого начальника Новосибирского метрополитена Героя Социалистического Труда Лелекова Юрия Сергеевича. В 1984 году он принял на себя все трудности по формированию коллектива в предпусковой и в первоначальный периоды после ввода метрополитена в эксплуатацию. Через 6,5 лет строительства 28 декабря 1985 года Государственная комиссия подписала акт о приемке первого пускового комплекса. Полуторамиллионный город на Оби получил уникальное социально значимое сооружение. Сегодня Новосибирский метрополитен – это 14,3 км линий и 12 станций, уникальный метромост и современное метродепо «Ельцовское», более 1700 человек работающих, среднесуточная перевозка – 150–200 тысяч человек.
Ранний уход из жизни в марте 1988 года не позволил этому неординарному человеку осуществить многое из задуманного.
В деповском музее ст. Московка ему посвящен стенд с несколькими фотографиями, выставлены образцы его личных коллекций. В 2007 году в честь Героя Социалистического Труда Юрия Сергеевича Лелекова на фасаде здания Управления метрополитена установлена мемориальная доска (ул. Серебренниковская, 34) [29, 35, 123, 324, 482, 599, 839].