К.п.н., доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования МГПИ, Юлия Николаевна Родионова
Кафедра педагогики и методики дошкольного образования, которую я представляю, проводила мониторинга патриотического воспитания дошкольников через оценку педагогической компетенции их воспитателей, педагогов ДОУ. В анкетировании приняло участие свыше 100 педагогов ОУ для детей дошкольного возраста г. Москвы. К проблеме патриотического воспитания все относятся положительно.
Согласно мнению опрошенных, актуальность проблемы патриотического воспитания детей связана с целым комплексом причин:
• с дефицитом нравственности, снижением уровня духовности в обществе - 70% ответов из общего количества ответов;
• с потерей чувства гражданственности - 30% ответов;
• с необходимостью обновления содержания, методов и форм патриотического воспитания - 40% ответов;
• другое – с потерей чувства стабильности, «заземленности» (20% ответов данной группы), отсутствие гордости за место, где живешь (10% данной группы), отсутствие основ и необоснованный «перекрой» истории (10% ответов данной группы). Остальные 50% педагогов, ответивших: «Другое», -затруднились объяснить свой ответ.
Большинство педагогов (80%) считают, что современное содержание и формы патриотического воспитания должны соответствовать взглядам, принятым в традиционной культуре:
- соответствовать целям и задачам патриотического воспитания, принятым в народной педагогике (60% ответов);
- использовать методы народной педагогики (20% ответов).
Воспитатели из детских садов с этнокультурным (русским) компонентом образования и православных групп (100% ответов) имеют на этот счет собственную точку зрения: они считают, что современное содержание и формы патриотического воспитания должны соответствовать, в первую и последнюю очередь, целям и задачам патриотического воспитания, принятым в народной педагогике.
Педагоги считают, что в качестве идеала, на которого может быть ориентировано патриотическое воспитание современных детей, может выступать Сергий Радонежский, Л. Толстой, Петр I, Александр Невский. В качестве ученых и педагогов, которые смогли наиболее полно отразить идеи патриотического воспитания детей, называются К.Д. Ушинский, Д.С. Лихачев, Н.К. Крупская, В.И. Вернадский, С.А. Козлова, Ф.С. Левин-Шарина. При этом 10% опрошенных недостаточно ориентируются в данном вопросе и не могут назвать имена и фамилии педагогов, которые оказали большое влияние на развитие идеи патриотического воспитания в России.
При этом 50% опрошенных не видят такого идеала. Иное дело – воспитатели из православных групп и детских садов с этнокультурным (русским) приоритетом.
В качестве идеала патриотического воспитания, который отражает идею и сущность патриотического воспитания детей и молодежи в России, они назвали:
- 33% - исторических личностей и государственных деятелей (княгиню Ольгу, Ивана Грозного, Петра I;
- 33% - русских святых и религиозных деятелей (преподобного Серафима Саровского, Алексия II и др.);
- 33% - поэтов и писателей (А.С. Пушкина, В.М. Шукшина, А.А. Ахматову и др.).
В качестве основания для своего выбора педагоги называют активное, деятельное отношение к решению проблемы патриотического воспитания: «Они очень много сделали для России!». Среди педагогов, которые отразили в своих трудах и жизни данные идеи, были названы: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская, Д.С. Лихачев.
Среди программно-методических разработок, которыми пользуются педагоги всех ДОУ, как с приоритетами в развитии воспитанников, так и без них, в основном, называются:
- «Приобщение детей к истокам русской культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой (50% ответов),
- «Развитие» Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко (30% ответов),
- «Истоки» Л.А. Парамоновой (20% ответов),
- «Наследие» (комплекс программ) М.Ю. Новицкой (40% ответов),
В качестве оснований для выбора именно данной программы или методической разработки педагоги из детских садов, не имеющих этнокультурного компонента образования, называют следующие: удачное сочетание педагогических и психологических подходов (20% ответов), связь с миром ребенка (20% ответов), доступность и эффективность (20% ответов), глубокое раскрытие исторических тем (10 % ответов), связь теории с практикой (10% ответов). Т.е. акцентируются значимость таких условий эффективного осуществления патриотического воспитания детей, как сочетание педагогических и психологических подходов, доступность и вызывание интереса у воспитанников и учеников. Однако следует отметить, что данные ответы носят общий, а не конкретный характер, касающийся учета особенностей патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Педагоги из православных групп и детских садов с этнокультурным компонентом называют другие основания выбора тех же самых программ:
1) «вера в Россию»;
2) «интерес к традициям у детей и родителей, единение мировоззрения сотрудников, родителей и детей»;
3) «сплоченность педагогического коллектива, повышение эффективности работы ДОУ в области осуществления этнокультурного компонента образования».
При этом старшие воспитатели таких ДОУ отмечают необходимость «продолжить работу по подбору материалов для апробирования в детском и взрослом коллективах», т.е. в качестве недостатков использования данных программ на первое место выступает их недостаточная методическая обеспеченность.
Старшими воспитателями и педагогами обычных ДОУ среди недостатков, в основном, тоже называются:
- отсутствие дополнительной литературы, сопровождающей данные программы и методические разработки (10% ответов), и направленной именного на решение вопросов патриотического воспитания дошкольников;
- недостаточное количество конспектов занятий патриотического цикла, в особенности, интегрированных и комплексных (10% ответов).
80% опрошенных затруднились в определении недостатков программно-методических разработок. Между тем, недостаточность рефлексии при анализе результатов реализации программ и методических пособий, анализа целей и задач, выбора методов и форм работы с детьми влияет на недостаточно высокую эффективность процесса патриотического воспитания детей в детских садах и начальных школах.
В среднем, на уровне оценки эффективности использования программ патриотического воспитания, она составляет от 50 до 80%, в зависимости от того, является ли данное направление работы – патриотическое воспитание детей – приоритетным в ОУ.
На эффективность реализации программ, естественно, влияет подбор методов и форм работы с детьми.
Данные опроса свидетельствуют о том, что наиболее эффективными методами патриотического воспитания в условиях ДОУ являются методы формирования патриотических чувств и отношений через пример взрослых, поощрение и наказание, требования. Это соотносится с субъективной оценкой педагогами эффективности решения такой задачи патриотического воспитания, как формирование патриотических чувств. Менее эффективными, по мнению работников ДОУ, являются методы формирования патриотического сознания - такие, как убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы. Наиболее низкими баллами работники ДОУ оценили эффективность использования методов формирования патриотического поведения (приучение, упражнения, руководство деятельностью и др.). Это тоже соотносится с субъективной оценкой педагогами эффективности решения задач патриотического воспитания детей.
Таким образом, стало очевидным, что при оценке эффективности результатов патриотического воспитания детей педагоги ДОУ ориентируются на успешность реализации методов патриотического воспитания, а не условий патриотического воспитания, которые, кстати, оценивают намного выше, чем методы, больше уделяют им внимание. Это «несовпадение» педагогических установок на оценку факторов управления качеством патриотического воспитания, к сожалению, они даже не осознают.
К таким факторам может быть отнесено использование оптимальных форм организации процесса патриотического воспитания. Проанализируем, что думают по этому поводу педагоги.
· по 50% ответов от общего количества всех ответов на данный вопрос всеми анкетируемыми: досуги, праздники (семейные, традиционные, обрядовые);
· по 30% ответов от общего количества всех ответов на данный вопрос всеми анкетируемыми: совместный просмотр и обсуждение видеосюжетов, разъяснение проблемных ситуаций; занятия;
· по 20% ответов: экскурсии, посещение музеев; творчество детей, организация выставок детских работ; игры (дидактические и народные подвижные);
· по 10% ответов: беседа; чтение и рассказывание; индивидуальные и подгрупповые формы сотрудничества ДОУ и семьи.
Самым неожиданными для нас стали ответы, касающиеся приоритетности досуговых мероприятий в процессе осуществления патриотического воспитания дошкольников и минимальности использования индивидуальных и подгрупповых форм сотрудничества с семьей. Как же потом можно говорить о системе работы по патриотическому воспитанию детей в ДОУ, если все задачи патриотического воспитания практики пытаются решить за счет мероприятий, к которым готовится весь педагогический коллектив за 1-3 месяца. При этом от детей как от «будущих патриотов» мало что зависит, кроме качества чтения наизусть стихотворений, исполнения народных или военно-патриотических песен и участия в хороводах, а родители воспринимаются только как зрители, в лучшем случае – еще и «уважаемые читатели» наглядной пропаганды в виде папок-передвижек и стендов, выполненных тоже к празднику?! Никто, конечно, не возражает против включения детей в годовой цикл праздников и «пристройки» к нему всего плана воспитательно-образовательной работы, так даже рекомендуется в некоторых программах патриотического воспитания. Однако тогда нужно соответствующим образом планировать и другие формы работы с детьми и их родителями, в том числе, ориентированные на их практическое участие, творчество. Как же без этого можно сформировать патриотическое создание или инициировать патриотическое поведение, если для их проявления даже не создаются организационные условия?
Мало того, оказывается, что часть педагогов (75%) не только плохо ориентируются в организационных условиях, формах патриотического воспитания, но и не дифференцирует формы и методы патриотического воспитания детей в ДОУ: среди ответов, касающихся перечисления эффективных форм работы с детьми (40%), часто называются такие, как личный пример, этическая беседа, дидактические игры, разъяснение, объяснение, рассказы.
Ввиду названных трудностей в осуществлении процесса патриотического воспитания детей большинство педагогов выделяет не 1, а сразу несколько проблемных этапов работы с детьми:
- предварительный – 50% ответов анкетируемых,
- художественно-ознакомительный – 30% ответов анкетируемых,
- когнитивно-эмоциональный – 17% ответов анкетируемых,
- эмоционально-действенный – 50% ответов анкетируемых.
Следовательно, следует говорить о недостаточной эффективности всей системы патриотического воспитания детей в ДОУ и необходимости ее перестройки.