Перейти к основному содержанию

Мастер-класс «Русские матрешки» (с детьми среднего дошкольного возраста)

Педагог дополнительного образования ГОУ детского сада №2374 «Родничок» ЮОУО г. Москвы, Н.М. Самойлова
 
Программные задачи:
-   Продолжать углублять знания о народном творчестве. Познакомить детей с матрешкой, дать понятие о том, что матрешку мастерили в разных местах России из дерева, и состояла она из нескольких отдельных кукол разного размера, но росписи матрешек всегда отличались: полхов-майдановская, семеновская, загорская.
-   Дать понятие о производстве матрешки, и их росписи. Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи.
-   Продолжать знакомить с женским и мужским образами в народной деревянной игрушке, отмечать детали, которые характеризуют образ.
-   Закреплять умение рисовать элементы росписи матрешки (узоры из цветов), выбирая характерные детали, цвет, композиционно располагая узор.
-   Совершенствовать приемы работы с краской, способы получения новых цветов и оттенков.
-   Развивать умение оценивать свои работы и работы других детей, отмечать интересные способы изображения.
Материалы и оборудование:
- матрешки разных промыслов: семеновские, загорские, полхов-майдановские,  авторские (10 штук);
- для показа последовательности изготовления и росписи семеновских матрешек – чурбачок, заготовка, заготовка с прорисованными черной тушью узорами, расписанная в цвете матрешка;
- фотографии мастера за работой по изготовлению матрешки;
- бумажные шаблоны матрешек разнообразной формы и размера (2-3 шаблона на ребенка);
- черный маркер, акварель, кисти, вода, салфетки.
Предварительная работа: оформить экспозицию выставки «Русская матрешка», последовательно отображающую процесс изготовления и росписи матрешки  (7 экспонатов); в группе прочитать детям стихи о матрешке, рассмотреть панно «Матрешки» в группе №3; обговорить с детьми правила поведения в музее.
Литературный ряд.
1. Восемь кукол деревянных, /Круглолицых и румяных, / В разноцветных сарафанах / На столе у нас живут, / Всех матрешками зовут. Кукла первая толста, / А внутри она пуста. / Разнимается она на две половинки. / В ней живет еще одна / Кукла в серединке. / Эту куколку открой – / Будет третья во второй. /  Половинку отвинти, / Плотную, притертую – / И сумеешь ты найти / Куколку четвертую. / Вынь ее да посмотри, / Кто в ней прячется внутри. /  Прячется в ней пятая / Куколка пузатая. / В ней живет шестая. / А в шестой – седьмая, / А в седьмой – восьмая. / Эта кукла меньше всех, / Чуть побольше, чем орех. / Вот поставленные в ряд / Сестры - куколки стоят. /  Сколько вас? – у них мы спросим. / И ответят куклы – восемь.
2. Алый, шелковый платочек, / Яркий сарафан в цветочек, / Упирается рука в деревянные бока, / А внутри секреты есть: / Может три, а может шесть. / Разрумянилась немножко / Наша русская матрешка.
 
 
 
Ход занятия:
Перед посещением музея педагог рассказывает детям, что они сегодня пойдут в музей, напоминает им о правилах поведения в музее:
* не шуметь и громко не разговаривать в музейных залах;
* не толкаться, не бегать по музею, не подходить близко к экспонатам;
* не трогать экспонат руками без разрешения экскурсовода;
* пропустить вперёд тех, кто меньше ростом;
* во время рассказа внимательно слушать экскурсовода, вопросы задавать после того, как он закончит рассказ;
* внимательно слушать вопросы и ответы товарищей, не перебивать их. 
Дети приходят в музей прикладного искусства «Родничок», в котором оформлена выставка «Русская матрешка».
«Проходите, пожалуйста, в наш музей - на выставку «Русская матрешка». Сегодня сюда съехались матрешки из разных городов и сел. Матрешки ростом от мала до велика.  Матрешки-девочки, матрешки-мальчики, матрешки-богатыри».
Используя стихотворный ряд, педагог раскрывает одну из матрешек, показывая детям.
«Посмотрите выставку матрешек внимательно, а потом - подходите ко мне».
Педагог предлагает детям рассмотреть выставку, не задавая вопросов, чтобы дети  самостоятельно оценили выставку. Через 2-3 минуты педагог собирает детей около стола, на котором большая книга с фотографиями мастера за работой, большая красивая коробка в которой лежит последовательность изготовления и росписи семеновской матрешки.
«Сегодня я вам расскажу сказку про матрешку и Мастера. Жил-был Мастер, вот какой (показывает первую картинку с фотографией Мастера). Он умел делать много интересных вещей и дарил их своим друзьям, продавал на ярмарке (фотография Мастера с экспонатами деревянных изделий). Только у Мастера не было ни сыночка, ни дочки, очень хотел он себе ребеночка. И решил он смастерить себе дочку из дерева. Взял чурбачок вот такой (показывает деревянный чурбачок), сделал из него заготовку, вот такую куклу (деревянная заготовка матрешки). Смотрит на куклу – не похожа она на девочку. Взял тонкую кисточку, черную краску и нарисовал своей дочке… Как  вы думаете, что нарисовал Мастер своей дочке?(косынку, платочек, сарафан, передник, цветы, узоры)».
Педагог показывает заготовку матрешки с прорисованными тушью узорами.
«Посмотрел на куклу Мастер – недовольна дочка. Недоумевает  мастер, что же не хватает девочке? А как вы думаете? Помогите Мастеру, подскажите, что осталось ему сделать».  Ответы детей.
«Правильно, Матрешку нужно еще и расписать цветными красками. Взял Мастер самые красивые яркие краски и расписал куклу (показывает матрешку расписную). Посмотрел на нее, а девочка заулыбалась, глазки открыла, поблагодарила мастера. Стали они вместе жить-поживать и добра наживать.
Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец.
Понравилась вам сказка? Хотелось бы вам попробовать нарисовать и свою игрушку – матрешку».
Педагог показывает детям, где можно выбрать бумажную заготовку матрешки, напоминает, что мастер сначала рисовал черным цветом платок, глаза, нос, рот, узоры, а затем раскрашивал цветными красками.
Педагог советует сначала нарисовать черным маркером, а затем украсить акварелью. Дети самостоятельно выбирают бумажные заготовки (шаблоны), садятся за столы и начинают работать. На всех столах перед детьми стоят расписные матрешки. В процессе работы педагог советует посмотреть на готовые игрушки, взять их в руки, рассмотреть с разных сторон.
В конце занятия дети организуют свою выставку матрешек, рассказывают о них, делятся впечатлениями, кому - какая понравилась и почему.