Перейти к основному содержанию

Мастер-класс в картинной галерее «Мы идем смотреть Родину» с детьми старшего дошкольного возраста

Педагог – организатор ГОУ детского сада №2374 «Родничок» ЮОУО г. Москвы, Т.В. Талишевская

Программное содержание:

- Дать детям представление образа Родины, интегрируя разные виды искусства: поэтическое, музыкально – песенное, изобразительное. Учить их видеть и понимать красоту родной земли, природы.
- Углубить знания детей о пейзажной живописи, дать понятие «художник – пейзажист».
- Продолжать формировать художественное восприятие детьми произведений живописи, акцентируя внимание на цветовой гамме, гармонии оттенков, композиции.
- Развивать у детей способность выражать свои впечатления от произведения искусства, высказывать свои суждения.
- Закреплять знания правил поведения в музее, в картинной галерее.
- Формирование и активизация словаря: ввести в речь детей новые слова и понятия: пейзаж, художник – пейзажист, батик, холст, цветовая гамма, рассвет, закат, густой лес, чаща, оттенки цветов (светло – зеленый, темно – зеленый, изумрудный, алый).
Наглядный материал:
  1.     Картины художников-пейзажистов:
      а) «Весна» Асадов Г.
      б) «Лес» Чайка
      в) «Краски осени» Лашур О.
 
Батик: «Времена года» Бокова И. В.
Методические приемы: словесные (рассказ воспитателя, вопросы детям, беседа, чтение стихов), наглядные (рассматривание пейзажей в картинной галерее), игровые («вхождение» детей в картину, вопросы - загадки) приемы.
Предварительная работа с детьми воспитателей в группе:
  1. Закрепить понятия Москва – Россия – Родина – родной край.
  2. Дать представление о пейзаже, как жанре изобразительного искусства.
  3. Провести наблюдение в природе, отражающее жизнь реальной природы.
  4. Разучить стихи, песни о Москве, о Родине по выбору детей.
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами идем «смотреть Родину». Что такое Родина? Как вы думаете? (ответы детей).
            Правильно, это и наш детский сад, где мы играем; это и дом, где мы живем; это и Царицыно, где мы гуляем; это и наша Москва, столица – все это наша с вами Родина. Как называется наша Родина? (Россия)
            А что значит: любить Родину? Да, это значит - любоваться рассветом и закатом солнышка, радоваться цветами на клумбах; это значит - беречь все живое: не ломать деревья, кормить птиц, любоваться бабочками; это значит -гордиться нашей Родиной.
            А теперь послушайте, как о своей любви к Родине говорят поэты (педагог читает стихотворение З. Александровой «Родина»).
    Если скажут слово «родина»,
    Сразу в памяти встает
    Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
            Поэты выражают свою любовь к Родине, к ее природе, к родному дому, городу в стихах. А композиторы - песенники в песнях. Какие вы знаете песни о Родине, о Москве? («Москва златоглавая»…). И даже в танцах можно передать свою любовь, свое восхищение Родиной, как это делает русский народный ансамбль «Березка».
            Как вы думаете, как художники рассказывают о своей любви к родной природе, к Родине? (на картинах). Да, они пишут картины родной природы.
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
То подобная картина
Называется…….(пейзаж).
(Александр Кушнер)
Да, правильно, пейзаж.
            Дети, а вот человек, рассказывающий о природе при помощи кисти и красок, называется художник – пейзажист. И давайте с вами рассмотрим картину художника – пейзажиста Асадова Г.
- Какое время года изобразил здесь художник? (Весну)
- Как вы догадались? Какие приметы весны вы здесь увидели? (тает снег, появляются проталины…)
- А как бы вы назвали эту картину? (ответы детей)
- Почему? (потому что заканчивается зима, становится тепло)
- Какой день здесь нарисован: хмурый, пасмурный или же солнечный, веселый? (ответы детей). А я думаю, что день не пасмурный. Просто солнышко встает из-за деревьев и вот-вот уже скоро появится. Рассматривая картину, каждый увидит что-то свое и будет прав. Ведь точного ответа мы не знаем, это тайна художника. Назвал он картину просто «Весна».
            Ребята, а давайте мы с вами «войдем» в эту картину?! Только будьте осторожными, постарайтесь не промочить ноги. Ведь снег уже сырой, рыхлый. Кругом лужи. Прилетели птички и запели свои чудесные песни. Давайте вдохнем полной грудью этот весенний, чистый, легкий морозный воздух. Посмотрите, ребята, с какой любовью художник Асадов написал родную природу, любимую весну.
            А теперь я вас приглашаю в лес полюбоваться его красотами (педагог переходит с детьми к картине Чайки «Лес»).
- Какое же время года изобразил здесь художник Чайка? (лето)
- Почему вы так решили? Какие приметы лета вы здесь увидели?
- Вам нравится этот пейзаж?
- Каков основной цвет леса, какие его оттенки? (зеленый, светлее, темнее)
- Ребята, а как вы думаете, там, в глубине леса, много деревьев?
   Действительно, деревьев много. Видите, художник нам показывает оттенками красок, что в начале леса, где солнцу не мешают деревья, каждая травинка, каждый листочек греется на солнышке, ловит и впитывает каждый его лучик. А вот чем дальше тропинка ведет в лес, тем темнее художник его отображает на картине. Почему, как вы думаете? (ответы детей). Да потому что деревьев так много – это настоящая чаща - солнцу тяжело пропустить свои лучи сквозь них.
            Давайте закроем глазки и представим, что мы отправились гулять по этому лесу. И вот мы с вами уже идем по тропинке. Жаркое, летнее солнце греет наши носики, щечки. Тропинка заводит нас в лес, где кругом поют птицы (педагог включает кассету с пением птиц), в траве жужжат пчелы. С одной стороны грибы растут, с другой ягоды. А вон-вон там зайка проскакал.
   Ребята, а этот лес похож на сказочный? (да) И кто там мог бы жить?(ответы детей). А как бы вы назвали эту картину? (ответы детей). А вот художник – пейзажист Чайка назвал ее «Лес».
            Ребята, как вы думаете, художнику нравится этот летний лес?
            Ребята, а теперь я предлагаю выбрать пейзаж, который понравился вам больше всего и подойти к нему. (Ребята выбирают картину и встают около нее. Задаю вопрос 2-3 детям «Почему им понравилась именно эта картина?»)
            А мне больше всего понравилась картина художника – пейзажиста Лашура О. «Краски осени». Какие же краски, оттенки осени передал художник в своей картине? (это и багряный, и алый, и светло – желтый, и темно – желтый…). Действительно, в своей картине «Краски осени» художник с такой любовью и восхищением передал всю палитру осени.
            Ребята, рассматривая все эти картины, мы с вами чувствуем, как художники любят родную природу и уголки родного края. Мы посмотрели работы, которые художники написали на холсте масляными красками. А есть художники, которые передают свою любовь и восхищение родной природой на шелковой ткани. И эта техника называется «батик» (педагог подводит детей к картинам в технике батик «Времена года»)
            Посмотрите, где же здесь написана зима? Как вы догадались? А кто найдет летний пейзаж? Верно, здесь художник использовал теплые тона красок. Здесь остались еще весна и осень. Где же они?
            И в жаркое лето, и в морозную зиму художники не перестают любоваться красотой родной Земли и отображать ее на холсте, на листе бумаги, на шелковой ткани.
 
 
У природы нет плохой погоды
Каждая погода благодать.
Дождь ли, снег, любое время года
Надо благодарно принимать…
 
Мы сегодня увидели, как велика и прекрасна наша Родина. И что бы она всегда оставалась такой же, радовала нас своей красотой – давайте заботиться о ней и беречьее.