Перейти к основному содержанию

Военные угрозы безопасности России в современных условиях

Произошедшие на рубеже тысячелетий огромные изменения в геополитической и военно-политической обстановке привели к трансформации угроз международной и региональной безопасности. Этой теме, в частности, был посвящен доклад начальника Генерального штаба Вооруженных Сил России генерала армии Ю. Балуевского на военно-научной конференции Академии военных наук.

Проблема понимания военных угрознациональной безопасности России безусловно существует. В этой связи можно выделить следующие ее моменты. Во-первых, в общественном сознании все еще не преодолены самоуспокоение и благодушие, порожденные разнузданной кампанией по «демилитаризации» сверхдержавы – СССР, военная мощь которого выдавалась за главное препятствие на пути к безоглядной дружбе и бескорыстной любви с США и странами Запада. Во-вторых, помимо недооценки проявляется отсутствие представления о многочисленности, взаимосвязанности и глобальном характере военных угроз. В-третьих, нет понимания источников и причин существующих угроз, например такой, как международный терроризм. Далеко не для всех очевидно, к сожалению, что террористические акции в Ираке – лишь следствие, причина же их – агрессия США в эту страну. В-четвертых, не только в СМИ, но и в источниках достаточно высокого уровня осуществляется дезориентация общественного мнения относительно приоритетности угроз, места и роли той или иной угрозы среди остальных, путем, например, выпячивания и раздувания отдельных угроз при игнорировании и преднамеренном замалчивании других. В-пятых, далеко не все понимают суть собственно военной угрозы, ее отличие от военной опасности, вызова, риска и других терминов, точно определяющих то или иное реальное явление. Это приводит не только к демагогическим измышлениям и спекуляциям, но и к ошибкам, порой недопустимым, оказывающим влияние на национальную безопасность России.

Вследствие этого большое значение имеет понимание системы военных угроз и их источников в целостном, взаимосвязанном виде. Только полное представление обо всем спектре угроз, роли и значения каждой из них, о причинах их проявления, направленности, развитии и т.д. способствует осмыслению этой очень непростой проблемы, информация о которой весьма ограничена, а зачастую тенденциозна.

Предлагаемая статья, посвященная проблеме современных военных угроз, призвана внести бо´льшую ясность в их понимание – более глубокое, всестороннее и вместе с тем достаточно конкретное.

 

После окончания «холодной войны» и прекращения жесткого противостояния по линии «Восток-Запад» мир не стал более безопасным. Фундаментальные изменения ситуации внутри страны и в мире в целом не устранили источников прежних угроз, а породили новые.

Главными причинами сохранения военных угроз, возникновения вооруженных конфликтов и войн являются социальные, политические, экономические, территориальные, религиозные, национально-этнические и другие противоречия, стремление ряда государств и политических сил к их разрешению с использованием средств вооруженной борьбы. Особую опасность представляют вооруженные конфликты, возникающие на почве агрессивного национализма и религиозной нетерпимости.

Российская Федерация, представляя собой объект повышенного инте­реса и определенных притязаний со стороны других стран, оказалась в начале третьего тысячелетия в центре радикальных геополитических из­менений экономического, социально-политического и военного характера. Новая расстановка военно-политических сил в мире, особенно в Европе, нарушила прежние основы стабильности, изменила характер, масштабы и содержание опасностей и угроз, приобретающих все более комплексный характер. Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воз­действию разнообразного спектра угроз, которые фор­мируются в результате того или иного развития военно-политической обстановки и могут проявляться в политической, военно-политической и  силовой формах.

В общем видепод угрозами безопасности РФ понимается совокупность действий иностранных государств (их союзов), международных террористических организаций и криминальных структур (группировок), создающих опасность нарушений суверенитета, территориальной це­лостности, изменения конституционного строя; препятствующих реализации на­циональных интересов; способствующих размыванию на­циональных ценностей и разрушению основных устоев образа жизни; подрывающих уровень обороноспособности страны.

Росту военных угроз, их масштабов и вероятности реализации кос­венно будут способствовать новые особенности (факторы) развития внутриполитической экономической, политической, социальной, экологической, информационной и других сфер.

Сложное состояние отечественной экономики, низкий уровень благосостояния абсолютного большинства граждан, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества, криминализация об­щественных отношений, значительный рост организованной преступности и масштабов терроризма, обострение межнациональных противоречий и другие проблемы создают широкий спектр внутренних («невоенных») угроз национальной, в т.ч. военной безопасности.

Так, в социальной сфере угрозами безопасности России являются: расслоение общества на узкий круг  богатых и преобладающую массу  малообеспеченных граждан, наличие значительной части населения, живущей ниже прожиточного минимума, рост безработицы, усиление социальной напряженности. Кризис системы физической культуры и спорта, здравоохранения, социальной зашиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ, недостаточная пропаганда здорового образа жизни, создали реальную угрозу физическому здоровью нации.

Угроза безопасности нашего Отечества также связана с резким сокращением рождаемости и средней продолжительности жизни. Неблагоприятные демографические тенденции, ставшие следствием ошибочной экономической и социальной политики, не могут быть остановлены в короткое время. Поэтому они представляют собой долгосрочный фактор, снижающий безопасность России.

Глубокий социальный кризис ведет к уменьшению численности населения России, физической и нравственной деградации общества, подрыву трудовых и мобилизационных ресурсов,как основы развития производства и комплектования Вооруженных Сил, падению престижа воинской службы, ослаблению фундаментальной ячейки общества – семьи, снижению духовного, нравственного и творческого потенциала населения. Недовольство военнослужащих и гражданского персонала социальными про­блемами ведет к подрыву боеспособности Вооруженных Сил.

Обострениевнутренних угроз в важнейших сферах жизни общества может привести к дестабилизации обстановки в стране, стать тормозом на пути возрождения России в качестве великой державы, а также оказаться предпосылкой для военной экспансии со стороны других государств. 

Основные угрозы национальной безопасности Российской Федерации в военной сфере на сегоднясвязаны с незавершенностью процесса реформирования военной организации государства, сохраняющимся разрывом между политическими установками и их реализацией в военной и военно-технической политике, недостаточным финансированием национальной обороны, падением престижа военной службы, низким уровнем морально-психологического состояния военнослужащих, несовершенством нормативной правовой базы военного строительства.

Важнейший фактор внешних угроз, в т.ч. военных, Российской Федерации – ухудшение ее геополитического положения по сравнению с СССР. Хотя оно произошло на фоне уменьшения угрозы глобальной ядерной войны, это обстоятельство будет постоянно воздействовать на безопасность России.

Геополитика, решение задач, связанных с контролем над пространством в интересах обеспечения территориальной целостности и безопасности страны и ее союзников является очень важной проблемой в плане преемственности исторических достижений российского и советского государства, особенно после завершения Второй мировой войны. Занимая центральное положение на Евразийском континенте, Россия постоянно опасалась оказаться в окружении враждебных государств и стремилась создать вокруг своих границ пояс приграничных (защитных) территорий. Еще со времени создания централизованного государства Россия прилагала постоянные усилия для расширения, по мере возможностей, зоны своего влияния, создания военных союзов и вела активную борьбу против своих геополитических противников.

Наибольших успехов в создании геополитического пространства, включающего целый ряд защитных поясов, кордонов, буферных зон, обеспечивающих надежную безопасность страны от внешних угроз, достиг СССР, унаследовавший многие принципы территориальной организации Российской империи. В условиях жесткой конфронтации с США и НАТО СССР был вынужден проводить политику активного противодействия давлению стран Запада и укреплять связи и отношения с самыми различными государствами в качестве одной из супердержав в глобальном противостоянии.

Внешний «защитный пояс» геополитического пространства, находившегося в зоне влияния СССР, включал десятки стран социалистической ориентации. В зону, непосредственно примыкавшую к границам СССР и имевшую ключевое стратегическое значение, входили государства Восточной Европы (ныне называющейся Центральной), которые являлись членами Организации Варшавского Договора (ОВД) и Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), а также Монголия. В большинстве из них со времен Второй мировой войны находились советские войска.

В ходе так называемой «перестройки» эти пояса были в очень короткие сроки разрушены. Однако, как известно, процесс дезинтеграции на этом не закончился и очень скоро достиг новой, наиболее катастрофической фазы – развала СССР, который ознаменовал начало качественно нового этапа геополитической эволюции России. На отдельных направлениях она оказалась отброшенной практически к границам 17-го века, вновь потеряла большую часть выходов к морям на своей европейской территории, лишилась значительной части ресурсной базы, военной инфраструктуры, прямых сухопутных выходов к Центральной и Западной Европе. Произошел «сдвиг» всей территории на север и восток, а на новых рубежах появились не только экономически слабые соседи, но и конфликтные зоны, особенно на южном направлении, а также демографический «вакуум» в Сибири и на Дальнем Востоке. Резко сократилась ресурсная база обеспечения международной деятельности и влияния России.

В целом, геополитическое и, соответственно, военно-политическое положение России существенно ухудшилось, особенно на западном и южном направлении. На Юге Россия фактически выполняет роль защитника Европы от исламского фундаментализма, который с особой силой проявляется на Северном Кавказе, а также в Средней Азии, прежде всего на границах с Таджикистаном. Военное присутствие США и ряда стран НАТО в этом регионе не способствует укреплению безопасности России.

Наиболее же радикальные изменения, естественно не в пользу России, произошли на западном направлении.

В период завершения «холодной войны» и последовавших в этой связи глубоких преобразований в СССР и странах Центральной и Восточной Европы по вине их политического руководства были упущены возможности создания фундамента для равноправных отношений с Западом на принципиально новой основе.

Вслед за развалом СССР и ОВД последовало расширение НАТО, которое представляло собой передел зон влияния в Центральной и Восточной Европе. Расширение НАТО, как бы ни оправдывали и не камуфлировали его и западные, и российские политики, эксперты, СМИ и т.д., имеет, безусловно, антироссийскую направленность. Она состоит в закреплении полученных результатом «победы» в «холодной» войне геополитических приобретений с тем, чтобы Россия даже после выхода из кризиса не смогла добиться адекватного усиления своего политического влияния в Европе. Кроме того, расширение НАТО объективно препятствует реинтеграции бывших советских республик. Прием в НАТО бывших союзников СССР по Варшавскому Договору также наносит удар по российской экономике, так как стандартизация вооружений стран Центральной и Восточной Европы в соответствии с требованиями альянса, приведет к отказу от импорта военной техники из России.

Агрессия против Югославии, контртеррористическая операция в Афганистане, война в Ираке явились продолжением политики НАТО, направленной на расширение сферы своего влияния. Руководство США исходит из того, что в новых условиях военная мощь будет оставаться одним из основных инструментов защиты американских интересов. В этой связи НАТО, с точки зрения Вашингтона, должна принадлежать роль главного элемента новой модели безопасности в мире.

В целом расширение НАТО, планируемая передислокация американских войск и сил на Восток представляют для России угрозу военно-стратегического характера, что во многом изменяет подход к обеспечению обороны страны на западном направлении.

С другой стороны, на формирование современной геополитической обстановки определяющее влияние оказывают противоречия, связанные с истощением энергетических ресурсов и возникновением различного рода межгосударственных конфликтов вследствие борьбы за контроль над источниками энергии и маршрутами их транспортировки.  

Необходимо подчеркнуть, что главные противоречия в мире и в будущем будут определяться конкурентной борьбой за энергетические ресурсы и, прежде всего, за нефть, запасы которой при современном уровне ее потребления уже могут иссякнуть или резко ограничиться через 15-20 лет. И нефть теперь - это своего рода кровь в артериях политики ведущих держав.

В США, несмотря на их изолированное географическое положение, сосредоточено 60% мировой экономики, которая основана на американском долларе. Вместе с тем нехватка энергетических ресурсов и тенденции к значительному наращиванию их потребления побуждают США искать гарантированные источники поставок, в том числе путем использования военной силы, что способно дестабилизировать ситуацию не только на региональном уровне, но и в глобальном масштабе. Особую остроту проблеме придает и тот факт, что высокий уровень благосостояния американского населения, намного превышающий аналогичный показатель для Европы, требует для своего поддержания дополнительных ресурсов. Обеспокоенность тем, что снижение этого уровня может обострить ситуацию внутри страны, является дополнительным стимулом, побуждающим власти США к «упреждающим акциям», способным вызвать эскалацию насилия и дестабилизировать международную обстановку.

США претендуют на рольединственной сверхдержавы, стремящейсяиспользовать нынешний период максимального взлета своей мощи для  формирования международного порядка, сохраняющего их ведущее место и процветание в течение всей обозримой перспективы. Стремление США и НАТО обеспечить для себя наивысший уровень  развития вооруженных сил и военной техники, а также такое их геостратегическое размещение, которое создает потенциальные угрозы безопасности ряду стран, являются одним из важных источников изменения геополитической обстановки. Военные расходы США составляют свыше половины расходов на оборону всех стран мира. США являются единственной страной в мире, способной осуществлять глобальное военное вмешательство.

Совместные усилия в борьбе с международным терроризмом улучшили российско-американские отношения. Однако США под предлогом необходимости проведения долгосрочных антитеррористических мероприятий, по существу, ведут курс на поступательное вытеснение Российской Федерации с постсоветского пространства.

Основные военные угрозыРоссийской Федерации сосредоточены в международной сфере. Они обусловлены следующими факторами: стремлением отдельных государств и межгосударственных объединений использовать диктат с опорой на военную силу в отстаивании собственных национальных интересов в ущерб безопасности Российской Федерации; принижением, а в ряде случаев откровенным игнорированием, роли существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего, ООН и ОБСЕ; ослаблением политического, экономического и военного влияния России в мире, особенно в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе; деятельностью ряда международных организаций по всесторонней поддержке сепаратистских движений внутри России; появлением в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов; продолжением гонки ядерных и обычных вооружений; распространением оружия массового уничтожения, технологий его производства и средств доставки; ослаблением интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств; эскалацией существующих и возможностью возникновения новых конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств; притязаниями на территориальную целостность Российской Федерации, ее исключительную экономическую зону и континентальный шельф.

При этом, в усилении тенденции к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США, в принижении роли существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего, ООН и ОБСЕ, заключается главная внешняя угроза безопасности Российской Федерации. Здесь же кроется главный фактор внешних для нее военных угроз.

Так, в «Стратегии национальной безопасности США для нового столетия»  зафиксировано намерение расширять использование военной силы в качестве инструмента внешней политики. В обозримом будущем военная сила, как явствует из документа, будет в большей степени, чем прежде, обеспечивать проведение дипломатических и экономических санкций США, поддержание выгодного инвестиционного климата, беспрепятственного доступа к жизненно важным ресурсам в различных регионах мира, расширение рынка сбыта своих товаров, заблаговременную нейтрализацию торговых конкурентов. США берут на себя ответственность и готовят свои вооруженные силы к тому, чтобы они были способны обеспе­чивать поддержание, установление или принуждение к миру в любой точке земного шара.

Основные угрозы безопасности Российской Федерации в прогнозируемый период будут определяться действиями американского руководства и их союзников, направленными на недопущение возрождения России в качестве мировой экономической и военной державы, способной самостоятельно отстаивать свои национальные интересы.

В военной политике и аналитических исследованиях важно оценивать всю систему военных угроз и степень опасности каждой из них на краткосрочную, среднесрочную и на более отдаленную перспективу. С окончанием «холодной войны» произошел распад нескольких гео­политических оболочек, ранее окружавших Российскую Федерацию и выполнявших, в том числе, защитную функцию. Масштабная деформация геополитического пространства, происшедшая после завершения «холодной войны», обозначила для России новые группы источников военных угроз, приоритет которых (степень опасности) оказался выше по отношению к прежним, уже существующим. Вместе с тем ясно, что основу такой системы, ее ядро, будет составлять борьба за ресурсы, благополучное экономическое и жизненное пространство.

Кпервой группе источников военных угрозследует отнести сильные в военном отношении государства и военно-по­литические блоки, расположенные в Северной Америке и евразийском пространстве, располагающие ядерным потенциалом «сдерживания-устрашения» и силами общего назначения, обладающими «стратегической мобильностью» и способными вести «высокотехнологичные» военные действия. Их развернутые и постоянно боеготовые группировки войск (сил) будут и в новом тысячелетии оставаться потенциальной военной угрозой безопасности РФ. К военной мощи, которой обладают США и НАТО, необходимо добавить новые военные структуры, которые создаются в Европе. Предполагается, что в будущем единая европейская армия сможет действовать и на тех территориях, которые не входят в зону ответственности НАТО.

«Высокая технологичность», а соответственно и опасность данной группы военных угроз определяются военно-технологическим отрывом США и их основных союзников от России. Планы США по созданию нацио­нальной ПРО и ПРО на ТВД с участием наиболее развитых государств могут привести к росту ракетно-ядерного потенциала в соседних с Россией регионах, снижению роли ядерного сдерживания, трансформации Договора по ПРО (1972 г.) и, в конечном счете, к драматической ломке стратегической стабильности с трудно предсказуемыми последствиями.

Вторая группа источников военных угрозисходит от развивающихся стран, располагающих массовыми армиями.

Особенностью нынешней военно-политической обстановки является то, что в результате значительного ослабления оборонного потенциала России военные угрозы ее безопасности могут исходить не только от развитых государств и созданных с их участием военно-политических союзов, но и от развивающихся стран, располагающих хорошо вооруженными, боеготовыми, массовыми армиями (5-10% от численности населения страны). В настоящее время насчитывается 15 развивающихся стран, имеющих баллистические ракеты, в 10 ведется их активная разработка. Более 20 стран проводят исследования в области создания химического оружия. По оценкам зарубежных специалистов, их вооруженные силы хорошо оснащены, боеготовы и способны решать стратегические задачи. Эти государства намерены добиваться своих целей, их военный потенциал представляет весомую силу, с которой Россия не может не считаться.

Третья группа источников военных угрозсосредоточилась в непосредственной близости от России – на постсоветском пространстве. Она связана с наличием в бывших союзных республиках потенциальных и реальных очагов военных конфликтов, формированием большого количества экстерриториальных конфликтов, являющихся, как правило, самыми труд­ными для урегулирования. Содружество Независимых Государств (СНГ), к сожалению, не превратилось в эффективный институт многостороннего взаимодействия и партнерства, в инструмент коллективной защиты совместных интересов стран-участниц. Сегодня партнеры России по СНГ переживают кризисный период внутреннего развития. Они стоят перед лицом сложнейших проблем государственного, социально-экономического становления, поиска эффективной программы дальнейшего развития. Так, на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии сконцентрировались очаги этнополитической напряженности, сохраняется зона потенциальных вооруженных конфликтов.

К четвертой группе источников военных угроз, наиболее опасных для РФ, следует отнести международный терроризм.

Современный терроризм стал серьезным фактором инициирования и формирования очагов военной опасности и военно-политической напряженности в ряде регионов мира (Ирак, Афганистан, Шри-Ланка, Чечня и др.) и может служить детонатором военных конфликтов, в частности, межэтнических, препятствовать мирному процессу (Израиль-Палестина).

Для России это относительно новые угрозы, к адекватному парированию которых она в полной мере пока не готова. Опыт проведения широкомасштабной контртеррористической операции в Дагестане и Чечне показал, что данная группа военных угроз представляет реальную угрозу безопасности и будет носить продолжительный характер.

Пятая группа источников военных угроз может аккумулироваться внутри РФ – в субъектах Федерации.

Падение духовности и одновременно усиление у россиян проявлений недовольства и агрессивности, ослабление экономических связей регионов и резкая социальная дифференциация порождают сепаратизм, являются бла­гоприятной средой для создания незаконных вооруженных формирований, что представляет угрозу федеративному единству и безопасности России. Нарастающие масштабы приобретает космополитизм, а в качестве ответной реакции на него – национализм.

Шестая группа источников военных угрозбезопасности Российской Федерации обусловлена миротворческой деятельностью государств и военных блоков, характер которой не укладывается в существующие международно-правовые рамки.

Идея предотвращения развязывания военных конфликтов и их уре­гулирования коллективными усилиями на региональном уровне под эгидой ООН высоко оценена и правильно воспринята большинством государств мира. Однако США и их ближайшие союзники по НАТО пытаются использовать многонациональные миротворческие силы для установления своего контроля в зонах жизненно важных интересов.

Классическими примерами такой деятельности являются операции ведущих стран Запада в Ираке и Союзной Республике Югославии.

Здесь потенциальная угроза для РФ связана с тем, что «миротворче­ские силы» могут без санкции Совета Безопасности ООН быть введены на территории сопредельных и дружественных с Российской Федерацией государств (с целью оказания военно-политического давления или создания плацдарма для последующих агрессивных действий), что приведет к втягиванию России в конфликт в рамках выполнения ею своих союзни­ческих и других обязательств.

Седьмая группа источников военных угрозопределяется политикой и практическими действиями тех «пороговых» и «околопороговых» государств, которые, стремясь овладеть ракетно-ядерными технологиями, игнорируют основополагающие международно-правовые акты в области нераспространения ракетных и ядерных технологий. Уровень данных воен­ных угроз может существенно возрасти в случае создания такими го­сударствами баллистических ракет с дальностью действия, позволяющей наносить удары по территории РФ.

В зависимости от действия тех или иных факторов военных угроз (военной опасности) в складывающейся обстановке военные угрозы (военная опасность) могут быть: глобальными, т.е. исходящими от стран, обладающих стратегическим ядерным оружием (от государств и военно-политических блоков, располагающих ядерным потенциалом «сдерживания-устрашения» и силами общего назначения, обладающими «стратегической мобильностью»); региональными – исходящими от сопредельных государств, обладающих массовыми армиями (от государства и группы государств, имеющие потенциальные и реальные очаги вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве); локальными – исходящими от субъектов содружества в связи с возможным обострением между ними противоречий на экономической, территориальной, религиозной и иной основе, а также международных террористических организаций.

Военные угрозыРоссии в 21-м, по сравнению с периодом блокового противостояния, претерпели существенное изменение. Вместо существовавшей ранее опасности широкомасштабного столкновения между антагонистическими военно-политическими союзами, к настоящему времени сложилась система угроз более ограниченного характера, проявляющихся, однако, на всех геостратегических направлениях.

Наибольшая угроза для России исходит сЮга,в связи с распространениемв Закавказье и Центральной Азии воинствующего исламского фундаментализма и экстремизма, активизацией деятельности международных террористических организаций, наличием многочисленных межнациональных и межгосударственных противоречий, а также ростом иностранного военного присутствияв этих регионах. Именно здесь имеют место наиболее опасные этноконфессиональные конфликты, в том числе вооруженные, прямо затрагивающие интересы России.

На Востоке угрозы безопасности России связаны с гонкой ядерных и обычных вооружений, сохранением противоречий  на почве нерешенных территориальных, экономических, социально-политических и других проблем, которые будут способствовать обострению существующих и возникновению новых межгосударственных конфликтов между странами АТР.

На Западе опасность для России представляет, прежде всего, расширение НАТО и укрепление мощи альянса в условиях отсутствия действенной системы коллективной безопасности на европейском континенте. Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике военно-силовых действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.

Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию более совершенных вооружений и военной техники, создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.

В целом, внешние военные угрозы безопасности России сохраняют тенденцию к обострению, что в средне - и долгосрочной перспективе может привести к возникновению вооруженного конфликта с участием российской стороны.

Основными внутренними военными угрозами, для противодей­ствия которым могут быть использованы Вооружённые Силы, являются:

попытки насильственного свержения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России, дезорганизация функционирования органов государственной власти и управления;

планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народнохозяйственные, военные объекты (арсеналы, склады оружия, предприятия, производящие вооружение, военную, специальную технику и имущество, организации, учреждения и структуры, имеющие штатное оружие, с целью его захвата), объекты жизнеобеспечения и информационной структуры;

противоправная (направленная на дестабилизацию внутренней обстановки в Российской Федерации, нарушение ее территориальной целостности) деятельность националистических, сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в Российской Федерации, других организаций, направленная на дестабилизацию внутренней обстановки в Российской Федерации, нарушение её территориальной целостности и осуществляемая с использованием вооружённого насилия;

нападения на объекты ядерной энергетики, химического, биологического производства и другие потенциально опасные объекты;

создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооружённых формирований;

широкомасштабная деятельность организованной преступности, контрабандной деятельности в масштабах, угрожающих безопасности граждан и общества;

незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств осуществления диверсий и террористических актов, а также противоправный рост наркотиков;

неоформленность в договорном отношении ряда участков государственной границы Российской Федерации;

незавершённость урегулирования правового статуса пребывания Вооружённых Сил за её пределами;

терроризм.

Нейтрализация внешних угроз, а также участие в нейтрализации внутренних и трансграничных угроз является задачей Вооруженных Сил и осуществляется совместно с другими силовыми структурами, а также с соответствующими органами стран - союзников РФ. Действия по пресечению такого рода угроз осуществляются с учетом положений международного и гуманитарного права, исходя из примата интересов на­циональной безопасности РФ и российского законодательства.

В рамках формируемой системы военных угроз для Российской Федерации необходимо обратить внимание на изменение содержания прежних угроз и их распределение по трем сферам вооруженной борьбы.

Военные угрозы на континентальном пространстве.Эти угрозы будут определяться новыми стратегическими целями, задачами применения группировок сухопутных войск и их боевыми возможностями. В начале нового тысячелетия их численность в зарубежной части Евразии остается высокой.

Военные угрозы в Мировом океане. Военные угрозы с морских направ­лений во многом обусловлены особенностями геостратегического по­ложения страны. Россия имеет выход к трем океанам - Атлантическому, Северному Ледовитому и Тихому, ее территорию омывают 12 морей. Протяженность российской морской границы почти в три раза превышает сухопутную. Поэтому в случае втягивания РФ в конфликт локального, а тем более – регионального масштаба, может возникнуть необходимость отражения массированных ракетно-авиационных ударов с моря.

Военные угрозы в воздушном и околоземном космическом пространстве. Военные угрозы в этих сферах определяются дальнейшим совершенствованием иностранными государствами военно-воздушных сил и способов их применения, ростом средств воздушно-космического нападения, планами развертывания элементов ПРО в околоземном пространстве и способностью блокирования выхода в космос Российской Федерации  противоспутниковым оружием, нарушением функционирования российской системы предупреждения о ракетном нападении. Кроме того, геополитическое соперничество в начале третьего тысячелетия переместится с суши на море, в воздушную среду и космическое пространство.

Таким образом, вследствие особенностей развития России, военные угрозы ее безопасности приобретают системный характер.

Внешние военные угрозы безопасности России сохраняют тенденцию к обострению, что в средне - и долгосрочной перспективе может привести к возникновению вооруженного конфликта с участием российской стороны. При этом, «невоенные угрозы» могут оказаться предпосылкой для военной экспансии со стороны других государств.

В этой связи можно уверенно утверждать, что военная сила в обозримой перспективе сохранит за собой весомую роль в достижении политических и экономических целей наиболее развитых в экономическом отношении государств и блоков. При этом диапазон условий применения данными странами военной силы будет существенно расширяться.

Исходя из этого, оборонные потребности Российской Федерации должны формироваться с учетом угроз ее безопасности, с которыми она столкнется в бли­жайшие 5-10 лет и в 20-летней перспективе.

В краткосрочной перспективе внешняя военная угроза для России неве­лика. За это время не появится врагов, которые, как в период «холодной войны» могли внезапно начать вооруженную военную агрессию. У России сегодня нет острых политических и экономических противоречий, которые могли бы привести в ближайшем будущем к военному конфликту. Наиболее вероятными, в настоящее время, для России являются внутренние вооруженные конфликты, прежде всего на Кавказе, а также в ряде других районов в связи с ухудшением экономического по­ложения или при попытках проявления сепаратизма и дальнейшего разрушения России по модели Советского Союза.

Сегодня важным фактором обеспечения международной безопасности является комплекс договоров и соглашений о контроле над вооружениями. Они способствуют большей предсказуемости ситуации, делают маловероятным внезапное нападение и обеспечивают достаточное стратегическое предупреждение. Российская Федерация обладает также мощными СЯС, способными сдержать агрессора.

В среднесрочной перспективе основную угрозу будет представлять вероятность возникновения военных конфликтов на Юго-Западном и Центрально-Азиатском стратегических направлениях, где нестабильность внутриполитической ситуации и общая военная слабость находящихся там государств создают благоприятную ситуацию для военного вмешательства в их внутренние дела иных стран, прежде всего, НАТО. Дестабилизирующими факторами на этих направлениях останутся военные конфликты и их последствия на Кавказе. Увеличится опасность распространения исламского радикализма на южные районы России с преобладающим мусульманским населением.

Таким образом, если наметившаяся тенденция к военной конфронтации с ис­ламским миров по «дуге нестабильности» от Боснии до Таджикистана получит дальнейшее развитие, возможно более активное противоборство с некоторыми мусульманскими странами, стремящимися добиться господства в этом регионе. При худшем варианте Россия может столкнуться даже с несколькими войнами локального масштаба типа афганской или иракской.

В долгосрочной перспективе, по мере укрепления экономических и политических позиций нашей страны на фоне борьбы ведущих государств и коалиций за топливно-энергетические ресурсы и рынки сбыта, уровень существующих и потенциальных военных угроз России может возрасти и в значительной степени будет определяться борьбой за лидерство традиционных и вновь формируемых центров силы – США, объединенной Европы во главе с Германией, Японией, Китаем.

Попытки укрепления или расширения их влияния за счет использования геостратегического и экономического потенциала России будут прямо или косвенно противоречить российским национальным интересам, создавать предпосылки для возникновения непосредственной военной угрозы.

Снижение российского стратегического ядерного потенциала, резкое изме­нение соотношения по стратегическим наступательным вооружениям в пользу США, а также развитие национальной и региональной систем ПРО может подорвать сложившийся стратегический паритет и девальвировать статус России как ядерной сверхдержавы. Это резко ослабит роль и вес Российской Федерации по всему спектру геостратегических и военно-политических проблем.

В это период не исключено возникновение серьезных противоречий между Китаем и российскими союзниками в этом регионе, а также между Китаем и Монголией. Хотя в настоящее время нет оснований прогнозировать агрессию со стороны Китая, но ряд объективных причин, таких как углубление сырьевого и демографического кризиса в Китае, могут создать проблемы безопасности для российской территории (Забайкалье, Приморье).

Дестабилизирующим фактором может стать усиление притязаний Японии на спорные территории.

Таким образом, в долгосрочной перспективе возможно возникновение системы согласованных и организованных локальных войн и вооруженных конфликтов в сферах традиционного влияния России в странах «дальнего зарубежья», ориентирующихся на новую Россию, с втягиванием в них России и перерастанием этих конфликтов в региональную войну. Анализ условий развязывания такой войны показывает, что наиболее вероятно ее возникновение в пределах Западного и Юго-Западного стратегических направлений с последующей ее эскалацией на весь Западный регион, в котором основная роль будет отводиться странам Балтии. При неудачном для России исходе войны на Западе, а также на фоне усиления противоречий на Корейском полуострове возможно возникновение военного кон­фликта на Востоке, где Япония может попытаться реализовать свои территориаль­ные притязания к России. Эскалация этого конфликта может привести к регио­нальной войне в Восточном регионе.

Опыт локальных войн и вооруженных конфликтов последнего десятилетия свидетельствует о возникновении определенных закономерностей в их развязывании. Как правило, межгосударственный конфликт возникал в условиях резкого различия в вооруженной мощи и экономическом развитии государства, планирующего агрессивные действия, и страны, подвергающейся нападению.

Из вышеизложенного необходимо сделать главный вывод о военной безопасности России: военная агрессия против России возможна в случае максимального ослабления экономического, военного и морального потенциалов, падения престижа на международной арене и отсутствия готовности граждан выступить на защиту своей Родины.

Проблема состоит в том, что экономические, морально-психологические, социальные и военные основы безопасности государства не возникают вдруг и сразу. Это результат огромного труда на всех уровнях государственного управления и различных сфер жизни общества. Создание военной организации, обладающей современным потенциалом военной безопасности государства, требует напряжения материальных, интеллектуальных и морально-психологических сил всего общества.

Настоящая свобода и суверенитет не дарятся, а тем более не завозятся на штыках оккупантов, исповедующих исключительно «цивилизованные идеи». Они приобретаются в процессе напряженного труда и борьбы собственного народа. При этом каждый раз военная история преподносит достаточно понятный всем урок. Все, что создано и защищено вчера, нуждается в защите и сегодня. К ней, защите, надо быть готовым всему обществу, ее должно уметь организовать государство, для нее нужны соответствующие ресурсы и структуры.