Перейти к основному содержанию

Проблемы развития воспитания и его патриотического компонента в образовательной сфере

Проблема развития воспитания, несомненно заслуживает самого пристального внимания, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании[1], гражданском становлении подрастающего поколения, формировании у него готовности к достойному служению Отечеству.
Социальный заказ государства на воспитание человека современно образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны нашел отражение в ряде документов – Национальной доктрине образования России, Концепции модернизации российского образования на предстоящее десятилетие, Государственной программе патриотического воспитания граждан России.
Система образования призвана создавать условия для становления личности нового типа, воспитывать гражданина российского общества. Существовавшая ранее в учебных заведениях общественно-государственная система воспитания, в основном, была ликвидирована, поскольку не отвечала новым условиям. В настоящее время все еще не сложилась модель личности человека нового типа, соответствующего тенденциям мировой информационной цивилизации и жизнеспособного в новых условиях российской действительности. До сих пор не разработана и общепринятая концепция воспитания в средней и высшей школе[2].
Между тем актуальность проблемы воспитания еще более возрастает в связи с проведением реформы системы образования в России. Одной из функций учебных заведений становится формирование ценностных ориентацией и развитие нравственных качеств личности, являющихся основой гражданского самоопределения и самореализации молодого человека.
Во многом вопреки позиции руководства Минобрнауки России в целом ряде вузов проводится работа, направленная на возрождение системы воспитания. Вводятся должности проректоров или помощников ректоров по воспитательной работе, назначаются заместители деканов по воспитательной работе, сохраняются или вводятся вновь кураторы учебных групп и младших курсов. Организуется патриотически ориентированная вузовская среда, например, в Екатеринбургском государственном педагогическом университете, Волгоградском государственном педагогическом университете, Ставропольском государственном университете, Московском гуманитарном педагогическом институте и в других вузах.
Создаются вузовские центры воспитательной и досуговой деятельности, возрождается студенческая самодеятельность и патриотическая работа среди студентов. Силами студентов, например, восстанавливаются храмы, монастыри, проводится работа по поиску неизвестных воинских захоронений, организуются и проводятся конкурсы, викторины, фестивали на патриотические темы и т.п.
Однако в настоящее время воспитательная работа осуществляется по доброй воле и инициативе администрации отдельных вузов и средних учебных заведений. Пока еще не создано единое воспитательное пространство на общегосударственной идеологической основе, определяющей гражданские позиции специалистов различных уровней квалификации.
Особо актуальной в настоящее время является проблема создания общего воспитательного пространства в рамках уже имеющегося единого образовательного пространства, определяемого законом «Об образовании» и «Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования»[3].
Общее воспитательное пространство должно обеспечиваться созданием Концепции воспитания, основные положения и принципы которой должны быть одинаковы для всех уровней образования, обеспечивая преемственность воспитания, но сохраняя его вариативность для различных типов и видов учебных заведений, создавая тем самым возможность проявления их специфики в процессе формирования тех или иных категорий учащейся молодежи.
К сожалению, в формировании научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания в современной педагогической науке используются далеко не все возможности. Лишь в незначительной степени задействован творческий потенциал деятелей науки РАН, РАМН, РАО и других научных, а также образовательных учреждений. Особенно недостаточно научных исследований по основам патриотического воспитания граждан, прежде всего учащейся молодежи.
Проведенные исследования, в том числе научного, методического и прикладного характера, посвященные этой проблеме, все еще не привели к пониманию ее на концептуальном уровне как качественно нового явления в педагогической науке и практике, особенно в соотношении с основными видами и направлениями воспитания, сложившимися в советский период, например с такими, как нравственное, культурное, трудовое, правовое и др.
Большинство научных исследований сосредоточено на изучении отдельных, причем не самых важных аспектов патриотического воспитания, в то время как рассмотрение их в целостном виде осуществляется крайне редко, вследствие чего до сих пор отсутствуют теоретические основы этой проблемы. Соответственно, не приходится рассчитывать на действенность и эффективность патриотического воспитания, которое выступает в качестве одного из инструментов решения сложных и долговременных социально-педагогических и иных позитивно-ориентированных задач в отношении различных категорий российских граждан.
Вследствие этого возрождение патрио­тизма в системе образования и воспитания подрастающего поколения, откуда он был сметен мутными потоками «перестройки», является одной из первостепенных и неотложных задач. В этой связи следует наращивать усилия для создания качественно новой системы патриотического воспитания молодежи на базе Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010годы». На основе этой программы целесообразно разработать региональные программы различного уровня: для республики, области, города и т.д. с учетом местной спе­цифики и реальных возможностей по развитию патриотизма у разных категорий мо­лодежи, исходя из ее конкретных особенностей, интересов, запросов и т.п.
Реализация направлений и оптимизации патриотического воспитания учащейся молодежи предполагает создание соответствующих условий, факторов, активно воздействующих на деятельность его субъектов, использование ими соответствующих средств, способов, новаций для ее активизации. Создание этих условий связано с осуществлением целой системы конкретных научно обоснованных мер.
При определении основных направлений повышения эффективности системы воспитания необходимо руководствоваться следующими положениями.
Во-первых, следует исходить из наличия в российском обществе и государстве необходимых предпосылок, огромного, не востребованного еще потенциала воспитания гражданственности, патриотизма, достойного служения Отечеству как реальной основы для создания условий для коренного улучшения этой деятельности.
Во-вторых, важно ориентироваться на системное изучение и дальнейшую разработку теоретических основ воспитания применительно к новым, изменившимся условиям российского общества, важнейшим тенденциям его развития, особенностям, интересам и ориентациям различных категорий личного состава.
В-третьих, особенно большое внимание следует уделить разработке и обоснованию комплекса взаимосвязанных, рассчитанных на длительную перспективу мер на федеральном и региональном уровнях, как ведомственного, так и межведомственного характера. Крайне важно обеспечить тесную взаимосвязь государственной, ведомственной и общественной, самодеятельной видов деятельности в процессе воспитания, различных социальных и государственных институтов, самых различных, не связанных между собой структур и органов.
В-четвертых, эти направления должны быть обусловлены необходимостью преодоления деформированных и негативных сторон воспитания, испытывающего воздействие целого ряда неблагоприятных и даже противодействующих факторов.
В-пятых, субъекты воспитания должны иметь все условия, располагать всеми необходимыми средствами для эффективного использования качественно новых форм и методов этой деятельности в целях достижения ее конечного результата.
В более конкретном плане, то есть с учетом осуществления практической деятельности по повышению эффективности воспитания гражданственности, патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству, ее направления могут быть представлены в следующем виде.
1.Обновление и обогащение содержания воспитания посредством включения в него культурно-исторического, военно-исторического, духовно-нравственного, идеологического, политико-правового, психологического, физического, военно-технического и других компонентов, важнейших достижений социально-гуманитарных наук, информации о происходящих в обществе и сфере развития молодежи явлениях и процессах. Формирование на этой основе у молодых людей способности к самостоятельному анализу и оценке важнейших явлений и событий, происходящих в обществе, в мире, к пониманию причин проблем и противоречий нашей жизни и осознанию собственной активной позиции в отношении личного участия в их решении.
2.Целенаправленное использование конкретного материала, характеризующего основные стороны жизни и деятельности, проблемы и тенденции развития общества, его важнейших сфер, для активизации проявления интеллектуальных возможностей и социально значимых чувств личности. Развитие в процессе этой деятельности творческого, актуализированного мышления, социально-нравственной направленности позиции личности гражданина и патриота России, осознание ею необходимости обеспечения безопасности и защищенности общества посредством эффективной реализации функции служения Отечеству.
Основой воспитания личности, осознающей себя гражданином и патриотом России, является создание условий, возможностей для осмысления конкретных проблем в той или иной сфере социально значимой деятельности, поиска способов, средств их решения, осуществления своей роли и личного участия в этом процессе, конечная цель которого – достижение реального результата.
3.Обогащение содержания образования в учебных заведениях России посредством включения в него элементов, присущих сферам деятельности по обеспечению  безопасности нашей жизни, что может способствовать формированию готовности к военной и другим видам государственных служб (процессы, связанные с изучением, эксплуатацией и обслуживанием подростками, юношами техники, оборудования, приборов; частичное участие их в напряженной, высокоорганизованной деятельности по выполнению комплексных и ответственных задач; включение их в регламентированный, оздоровляющий, дисциплинирующий ритм жизни и деятельности; создание типичных специфических условий, ситуаций, способствующих активному развитию целого комплекса нравственных, психологических, физических и других качеств личности и способности проявлять их в нестандартной обстановке и т.д.).
4.Развитие и активизация многообразных форм массовой патриотической работы, осуществляемой под началом общественных объединений и организаций, других воспитательных структур. Данное направление позволяет дифференцировать эту деятельность в зависимости от интересов различных групп, категорий молодежи (например, к культуре и истории России, поисковой деятельности, тому или иному виду Вооруженных сил РФ, роду войск, изучению военной техники, конкретной воинской специальности и т.д.).
Смещение акцентов в патриотическом воспитании от традиционного и единообразного к инновационному и многоплановому повышает возможность более полного проявления мотивации личности, сочетающейся с ее конкретными целями, установками как гражданина – патриота Отечества. На их достижение направлена деятельность патриотических и военно-патриотических объединений, подростковых клубов различной направленности, кружков по интересам, постов поддержания общественного порядка и защиты окружающей среды, проведение поисковых рейдов, военно-спортивных игр и др.
Представленные здесь в общем виде направления повышения эффективности воспитания учащейся молодежи требуют дальнейшей разработки и более полного обоснования. Важнейшим аспектом этой деятельности является глубокое и всестороннее исследование функциональных возможностей воспитания, осуществляемого в интересах развития граждански активной, деятельной личности патриота Отечества. Дальнейшим итогом в этом направлении должна стать разработка новых принципов управления этой деятельностью, совершенствование и обновление условий, средств, методов, обеспечивающих их реализацию в соответствии с критериями, которым должен соответствовать гражданин, патриот, а также с целями и задачами улучшения всей работы по воспитанию подрастающего поколения.
Первоочередным шагом на пути реализации условий этой деятельности является создание механизма, обеспечивающего совместную, взаимозаинтересованную, скоординированную деятельность самых различных субъектов патриотического воспитания молодежи вне зависимости от их ведомственной, национальной, конфессиональной, региональной и иной принадлежности.
Разработка и создание основ самого механизма, обеспечение условий для решения задач патриотического воспитания молодежи, улучшения ее качественных характеристик, повышения уровня ее готовности к реализации социально значимых функций в основных сферах жизни общества, в интересах его укрепления и развития предполагает сосредоточение огромных усилий на всех уровнях и направлениях этой деятельности. Необходимо сделать все возможное для того, чтобы становление и развитие каждого молодого человека как гражданина и патриота России обеспечивалось гармонично взаимодействующими социальными и государственными институтами, макро- и микроусловиями, факторами, от которых зависит достижение цели.
Образовательная сфера относится к числу ведущих, определяющих институтов воспитания в обществе и государстве. Все уровни образования при их научно-обоснованной постановке создают стержень воспитания в целом и патриотического воспитания в частности. Поэтому улучшению структуры и содержания образовательного процесса с позиций превращения его в важнейший инструмент патриотического воспитания в Программе отводится большая роль.
Российское образование, в первую очередь, гуманитарное, содержащее в себе воспитательную функцию, в его нынешнем виде явно недостаточно реализует задачу патриотического воспитания.
Деидеологизация образования стала восприниматься как освобождение образования от его обязательного и постоянного «спутника» - воспитания; в учебных заведениях, начиная с его первой и основной ступени, воспитательные функции выведены в рамки обязательных. Вместе с ликвидацией идеологической, «коммунистический» стороны воспитания утрачены другие его составляющие, в том числе патриотическое направление.
Слабость патриотического воспитания в ГОУ имеет в своей основе следующие причины:
недостаточная доля общеобразовательных, гуманитарных предметов, общественных дисциплин в школьных учебных планах;
отстранение школы от воспитательных функций;
вымывание образовательных элементов патриотизма из программы школьных предметов;
использование неадаптированных к российской действительности иностранных учебных пособий и программ;
переоценка возможностей западных образовательных систем без глубокого проникновения в их сущность и проблемы, нигилизм в отношении современного российского общества, проявляемые в процессе школьного обучения.
Одной из главных его причин является отсутствие соответствующих духовно-мировоззренческих основ в российском обществе. Процесс их формирования развивается достаточно сложно и противоречиво. Некоторые теоретики, видные представители социально-гуманитарных наук отказывают в самом праве на существование социальных и государственных институтов воспитания. Как следствие, теория и практика воспитания лишились сколько-нибудь определенных ценностно-значимых ориентиров и долговременной научно-обоснованной стратегии.
В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, Интернет, на молодежь обрушивается поток низкопробной продукции. Изменяется статус и роль молодежных и детских общественных объединений в воспитательном процессе.
Существенно ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений их научно-методическая необеспеченность, трудности финансирования, материально-технического и информационного обеспечения, слабая система организации патриотической работы.
В связи со значительным ослаблением воспитательного потенциала Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов значительно снизился уровень работы по военно-патриотическому воспитанию молодежи в процессе обучения и во внеурочной и внеклассной деятельности; во многом ограничились воспитательные функции семьи в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения.
 Идеи патриотизма и патриотического воспитания не заняли должного места в общественном сознании, а тем более в информационном поле. Целый ряд государственных институтов, многие общественные движения не проводят целенаправленной работы по патриотическому воспитанию молодежи, хотя данное направление социализации личности является одной из ведущих целей государства, образовательных структур и родительской общественности.
Мощным фактором формирования и развития патриотического сознания являются исторические науки. Внутренне присущая исторической науке воспитательная функция обусловлена самим ее предметом. Отечественная история XX века в последние полтора десятилетия переписывалась очень часто в духе очернительства и тенденциозности. Это, безусловно, нанесло непоправимый вред воспитательной функции нашей истории, серьезно осложнило воспитание учащейся молодежи вообще и, в особенности, воспитания патриотического. В России исторический опыт пока играет явно недостаточную   роль    в   воспитании   у   молодежи    высоких   гражданско-патриотических качеств. Чтобы верно оценивать настоящее со всеми его достижениями и проблемами, необходимо знать прошлое во всей его сложности и противоречивости, осознавая цену, которой был оплачен каждый шаг на пути к сегодняшнему дню.
В системе патриотического воспитания важное значение имеет воспитание культуры личности, полноценность которой определяется уровнем ее духовной связи с родным Отечеством. Многие явления современной культурной жизни получили негативную окраску, в том числе через театр, музыку, кино, живопись, скульптуру и другие виды искусства. Снижение уровня культуры, выхолащивание ее духовности, усиление функции ее негативного воздействия прежде всего на молодежь все более тотально и агрессивно проявляется в СМИ, Интернете, художественной литературе, современной моде.
Любовь к Родине, патриотизм воспитываются с момента рождения, формируются у подрастающего поколения под влиянием окружающей среды, общества, государства. Решающим фактором становления патриотических чувств в раннем возрасте является семья, в которой закладываются основы мировоззрения, мироощущения, формируется гражданская ответственность у детей. В последние годы особую тревогу и боль вызывает резкое падение роли семьи в воспитании детей, авторитета родителей, снижение их педагогических функций. Молодежь, в большинстве своем, считает, что «родину придумали сентиментальные люди», что «жить везде хорошо, где хорошо живется».
В этих условиях образовательные учреждения остаются основным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию самых различных субъектов воспитания. Институт образования является главным звеном системы патриотического воспитания различных категорий молодежи, прежде всего учащейся и призван в значительной мере повышать эффективность в этой деятельности в процессе взаимодействия с соответствующими структурами, органами, организациями и объединениями.
В основу образовательной среды заложен реально существующий опыт по формированию патриотических чувств, гражданского самосознания и здорового образа жизни, накопленный практикой воспитательной работы, основанной на тесном взаимодействии образовательных учреждений с органами государственной власти и местного самоуправления, учреждениями культуры, военкоматами, ГУВД, спортивными комитетами, общественными объединениями и организациями, РОСТО.
Особую роль в системе патриотического воспитания молодежи играют предметы исторического, филологического, социального, экономического, культурологического профиля. Для того чтобы эти предметы, изучаемые в школах, профессиональных училищах, высших учебных заведениях, способствовали патриотическому воспитанию, необходим выпуск отечественных учебных пособий, раскрывающих перед учащимися смысл культурных и социально-экономических преобразований, реформ, проводимых в современной России, роль государства и государственности в судьбах российского народа.
Учитывая, что в составе преподавателей гуманитарных и социально-экономических предметов имеется значительный контингент педагогов, которые в прошлом привыкли декларировать коммунистический, советский патриотизм, необходимо проводить специальные курсы, семинары по методике образования, как основного средства патриотического воспитания.
Рекомендуемые органами образования типовые учебные программы, разрабатываемые образовательные стандарты в обязательном порядке должны включать воспитательно-патриотические элементы и предусматривать меры по их реализации в учебном процессе.
Образование призвано носить характер воспитывающего и развивающего обучения. Оно, в соответствии с   «Национальной доктриной образования в Российской Федерации», утвержденной постановлением  Правительства Российской Федерации от 4.10.00 г.  № 751,  обеспечивает   реализацию  целого ряда воспитательных задач, в т.ч. воспитание патриотов России.
Реализация воспитательного потенциала школьных  курсов  гуманитарных дисциплин как части общего среднего образования в целом опирается на нормативно-правовую базу, представленную законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными программами развития образования, документами государственных органов управления образования, направленными на активизацию воспитательной деятельности школы (Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция модернизация образования на период до 2010 г., Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2003 г.), Концепция военно-патриотического воспитания молодежи (1998 г.), Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», программа «Дети России» (2003-2006 гг.).
В статье 2 закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях  и одной из важнейших задач названа задача патриотической воспитательной направленности - «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье»[4].
В Концепции «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» говорится, что обогащение содержания патриотического воспитания достигается «…посредством включения в него культурно-исторического, духовно-нравственного, идеологического и других компонентов на основе важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук…» [5].
В процессе преподавания гуманитарных  дисциплин решаются воспитательные задачи, которые могут быть отнесены к различным направлениям воспитания: духовно-нравственному, патриотическому, экологическому, экономическому, трудовому (профессиональному), физическому, эстетическому, этическому, правовому и др. В учебном процессе виды воспитания реализуются комплексно, нераздельно, интегративно и для учителя часто бывает сложно увидеть все взаимосвязи и взаимозависимости в использовании воспитательных возможностей преподаваемых им дисциплин.
В настоящее время  в федеральный компонент государственных образовательных стандартов вводятся  формулировки воспитательных целей преподавания конкретных учебных дисциплин, причем они различаются в зависимости от ступени образования.
К воспитательным задачам тесно примыкают развивающие задачи, которые решаются при преподавании гуманитарных  дисциплин и представляют собой направления развития личности, обеспечиваемые либо воспитанием, либо обучением и воспитанием. Они могут быть подразделены на задачи социально-нравственного, общеинтеллектуального и общекультурного развития[6].
Взаимосвязь обучающей, развивающей и воспитательной функций в образовании закономерна. Образовательный аспект обучения связан с расширением объема усваиваемого содержания;  развивающий – с увеличением числа и усложнением характера связей, устанавливаемых в сознании обучаемого, между элементами обучаемого; воспитательный – с целенаправленным формированием личностного отношения к этому содержанию и к действительности в целом.
В чем же заключается патриотический воспитательно-развивающий потенциал преподавания гуманитарных  дисциплин в школе?
Как свидетельствуют проведенные исследования и передовая педагогическая практика, реализация задачи воспитания гражданственности и патриотизма с использованием потенциала учебных курсов истории, литературы и обществознания  обеспечивается содержанием основного учебного материала, изучаемого школьниками по  данным дисциплинам. В нем трансформирован исторический и  социокультурный опыт российского общества,  образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, служения Отечеству. Только при условии овладения  теоретическими  основами гуманитарных  дисциплин можно говорить о воспитании у школьника базовых социально деятельностных позитивных  качеств: современного научного мировоззрения, патриотических убеждений, гражданской позиции, нравственного сознания, готовности к достойному служению Отечеству. Именно при изучении гуманитарных дисциплин учащиеся добиваются важных качественных изменений в своем социально-нравственном и патриотическом развитии, осваивают основы содержания и методики саморазвития.
Содержание большинства гуманитарных дисциплин, изучаемых в учебное время,  отражено в федеральном компоненте государственных образовательных стандартов, и учителю очень важно «насытить» его воспитательным аспектом. Содержанию учебного материала по каждой учебной дисциплине в соответствии со сформулированными в государственных образовательных стандартах (воспитательными) целями  целесообразно придать комплексную воспитательную  направленность с учетом  императивов  духовно-нравственного, исторического, патриотического, гражданского, экологического, трудового и других видов воспитания.
         В учебно-воспитательном процессе наряду с урочной системой занятий используются и другие формы обучения и воспитания, коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, ориентированные на стимулирование творческой гражданско-патриотической активности школьников, развитие самостоятельности мышления, гражданственности, нравственных качеств личности, эстетической культуры и др.
Эффективное использование новейших педагогических технологий, воспитательных возможностей  форм и методов преподавания гуманитарных дисциплин  обеспечивает воспитание и развитие личности школьников, способствует проявлению ими собственной нравственной и гражданской позиции по  смыслообразующим жизненным вопросам, расширению их опыта, участию в деятельности патриотической направленности. 
В методической стороне преподавания важную роль играет разнообразие способов изложения материала патриотической воспитательной направленности. Он может быть: приведен по памяти учителем;  зачитан как отрывок из книги, документа с их одновременным показом; продемонстрирован в форме декламации стихов,  прослушивания аудиокассеты, просмотра видеозаписи, телепередачи;   изложен приглашенным на занятие авторитетным специалистом и т.д.  
             Гуманитаризация образования, включающего патриотический компонент, может реализовываться в развитии системы элективных учебных курсов (национального регионального компонента и компонента образовательного учреждения) и дополнительного образования по выбору, позволяет учитывать возрастные особенности и  личностные потребности учащихся, удовлетворять образовательные запросы отдельных социальных, этнических и конфессиональных групп.
Таким образом, дисциплины гуманитарного цикла, преподаваемые в общеобразовательной школе, обладают значительным потенциалом для патриотического воспитания учащихся. Задача заключается в том, чтобы в Минобрнауки России были созданы все необходимые условия для реализации этого потенциала с учетом немалых возможностей не только социально-гуманитарных, но и других учебных дисциплин. В этом случае образовательная сфера может действительно стать основным институтом воспитания, в том числе патриотического, сделать очень важный шаг на пути к достижению своего главного предназначения в возрождении величия и создании достойного будущего России. 
 

[1] См.: Березина В.А. Программа развития воспитания в современной России: основные направления / Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы. – М.: Издательский сервис, 2005. – С. 113.
[2] См.: Бабочкин П.И. Воспитание в школе и вузе: учащаяся молодежь о проблемах воспитания (социологические данные) / Стратегия воспитания в образовательной системе России. – М.: Издательский сервис, 2005. – С. 383.
[3] См.: Бабочкин П.И. Воспитание в школе и вузе: учащаяся молодежь о проблемах воспитания (социологические данные) / Стратегия воспитания в образовательной системе России. – М.: Издательский сервис, 2005. – С. 384.
[4] См.: Российская педагогическая энциклопедия.- В 2 т. – М.: «Большая российская энциклопедия», 1993. –Т.1.-С.171.
[5] Концепция «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации». – М.: Росвоенцентр. – 2003. – С.16.
[6] См.:Письмо Минобразования России от 15.10.2003 № 24-51-212 / 13-28-51-793/16 «Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности»