Перейти к основному содержанию

Основные проблемы патриотического воспитания российских граждан, требующие решения в ближайшей перспективе

На государственном идеологическом уровне.
Вследствие отсутствия национальной идеи, государственной идеологии и системы высших ценностей, ориентированных на национальные интересы России, правящая элита в своем большинстве относится к патриотизму скептически и негативно. Истинными ее ценностями являются либерально-рыночные, «общечеловеческие» (космополитизм), которые и насаждаются в российском общественном сознании, подавляя и вытесняя патриотизм. Патриотизм как высшая ценность и принцип не является ориентиром, а тем более критерием деятельности в высших органах государственной власти на всех ее уровнях.
В информационной сфере.
Господствует насаждение, целенаправленное внедрение в общественное сознание, особенно в отношении подрастающего поколения прозападных либерально-рыночных ценностей, норм, образцов и стереотипов поведения, развращающих духовность и нравственность, позитивные идеалы, ориентиры и ценности. Патриотический компонент занимает в современном российском информационном пространстве лишь незначительное место, проявляется эпизодически- конъюнктурно, подвергается неослабевающему негативному воздействию, изощренно трансформируется. Информационное взаимодействие между субъектами патриотического воспитания (ПВ) является очень слабым, единое информационно-патриотическое пространство отсутствует. Большинство СМИ являются антипатриотическими, проводниками космополитизма и вестернизации.
В научной сфере.
Многие важнейшие проблемы патриотизма и ПВ не решены и не решаются. Системного подхода к этой деятельности нет. Научный потенциал соответствующих научных и образовательных учреждений, особенно гуманитарных, в абсолютном большинстве не реализуется. Педагогическая наука фактически игнорирует патриотический компонент в воспитании в системе образовательных учреждений страны. Научные основы патриотизма и ПВ извращаются, деформируются вплоть до перерождения на теоретическом уровне. В результате все более утрачивается их истинный смысл. Вместо патриотизма утверждается лжепатриотизм в различных разновидностях. Соответственно, современному ПВ присущи размытость, односторонность, фрагментарность и другие негативные проявления.
В правовой сфере.
В связи с отсутствием Закона о патриотизме и попыток инициировать его разработку и принятие, на всех уровнях деятельности субъектов, участвующих в ПВ имеется множество нерешенных вопросов организационно-правового характера. Отсутствует единая правовая база их существования и функционирования. Очень слабой является правовая основа для организации и проведения важнейших, в том числе традиционных форм патриотического и военно-патриотического воспитания («Зарница», «Орленок», «Движение Постов № 1», поисковое движение, ОСОЛ и др.). Особенно много нерешенных проблем на федеральном уровне: ими попросту некому заниматься.
В культурной сфере.
Продолжается разрушение и вытеснение подлинной высокой культуры посредством тотального и агрессивного насаждения поп-масс культуры в кино, театре, музыке, живописи, моде и т.д. Образцы традиционной духовной культуры подменяются вульгарными псевдоценностями, не оставляющими место патриотическим нравственным основам. Это усугубляется и разрывом единого культурного пространства, искусственным формированием самых различных деформирующих истинную культуру субкультур, особенно для подрастающего поколения, которое лишается исторических, национальных, патриотических устоев, собственных корней, способных передать истинное богатство и уникальность многовекового народного художественного творчества.
В сфере программно-реализационной деятельности.
 Госпрограмма «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг.» и разработанные на ее основе программы в некоторых министерствах, ведомствах, а также регионах характеризуются слабой системностью, неопределенностью в отношении главных приоритетов и целей, низкой эффективностью механизма реализации. Соответствующие министерства и ведомства – главные исполнители Госпрограммы, реализуют лишь незначительную часть своего потенциала в качестве субъектов ПВ даже в ее рамках. Более того, такие из них как: госструктуры СМИ, Минкультуры, Минздравсоцразвития и даже Минобрнауки осуществляют в большей степени не патриотическую, а антипатриотическую деятельность, особенно в информационной и образовательно-воспитательной сфере.
Сложным или очень сложным является положение дел с реализацией программ ПВ во многих регионах: отсутствие системного подхода, односторонность и ситуативность проводимых мероприятий, их слабая эффективность, низкий процент охвата населения и др. причины. Многие программы и проекты характеризуются слабой проработанностью, что предопределяет низкую эффективность осуществляемой в соответствующих министерствах, ведомствах, органах, организациях и регионах деятельность по ПВ граждан.
Координация и управление деятельностью по ПВ.
Определенные усилия по обеспечению координации и управлению деятельности исполнителей Госпрограммы в рамках ее реализации осуществляют Росвоенцентр (в отношении некоторых министерств, ведомств, органов, организаций и регионов – в большей или меньшей степени), а также отдельные министерства и ведомства (Минобороны, Федеральное агентство образования) и некоторые регионы. Однако, системного, постоянного, эффективного механизма координации и управления этой деятельностью нет, особенно на горизонтальном уровне – между министерствами, ведомствами, органами и организациями, даже ветеранскими; между регионами (субъектами РФ), между ПВПО(К) не только на федеральном, но и на региональном, в том числе и на местном (органы местного самоуправления) уровне (за небольшим исключением). Отсутствует единый орган координации и управления ПВ, который был бы способен осуществлять взаимодействие между основными субъектами ПВ как по вертикали, так и по горизонтали. Вследствие крайней недостаточности такого взаимодействия нет смысла говорить о системе ПВ во всероссийском масштабе.
Финансирование ПВ.
Финансирование ПВ является не только недостаточным, но просто мизерным. Причина – в негативном отношении к этой деятельности в Правительстве РФ и прежде всего в Минфине. На пятилетнюю Госпрограмму этим ведомством выделено менее 400 млн. руб. из федерального бюджета. Естественно, таких средств явно недостаточно не только для развития, но хотя бы для продолжения деятельности по ПВ на минимальном уровне. В большинстве субъектов РФ, которые являются дотационными, финансирование ПВ является недопустимо низким, а в ряде из них – отсутствует вообще. Внебюджетные источники, спонсорская помощь имеют очень слабое распространение.
Учебно-материальное обеспечение.
Учебно-материальное обеспечение деятельности основных субъектов ПВ, большинства ПВПО(К) является неудовлетворительным, особенно в дотационных субъектах РФ. Изменений к лучшему, за исключением отдельных регионов, объединений и организаций (за счет административно-финансового ресурса, спонсорства и сверхусилий отдельных энтузиастов) нет. Использование учебно-материальной базы и соответствующих средств Минобороны, МВД, МЧС, РОСТО как правило затруднено и обусловлено многочисленными ограничениями. В отсутствие системного и централизованного обеспечения данная проблема давно стала проблемой самовыживания для тех, кто непосредственно осуществляет работу по ПВ, особенно на местах.
Методическое обеспечение.
 Уровень методического обеспечения ПВ на всех ступенях его осуществления с основными категориями граждан, особенно с учащейся молодежью, является очень низким. Данное направление ПВ давно прекратило свое существование в деятельности абсолютного большинства научных и образовательных учреждений, потенциал которых используется совершенно для других, не связанных не только с ПВ, но и просто с воспитанием целей. Характерно, что именно в высшей школе (за очень редким исключением) отсутствуют основы методики ПВ студентов. Методическое обеспечение общеобразовательной школы, дошкольных образовательных учреждений – удел, как правило, очень немногих энтузиастов.
Подготовка и повышение квалификации кадров.
Отсутствует система и планирование этой деятельности. Образовательные учреждения, осуществляющие эту деятельность, не имеют соответствующих специалистов (за очень редким исключением). Вследствие этого содержание и направленность подготовки и повышения квалификации кадров в области ПВ не соответствует, либо лишь частично соответствует их специальности.