Перейти к основному содержанию

АНТОНОВ ОЛЕГ КОНСТАНТИНОВИЧ

Родился 7 февраля 1906 года в селе Троицкое ныне Подольского района Московской области в дворянской семье. Русский.
С 1912 года жил в городе Саратове. В 1922 году окончил школу.
С 1923 года работал ответственным секретарем планерной секции при Саратовском губернском отделе Общества друзей Воздушного Флота. Сконструировал и построил учебный планер ОКА-1 «Голубь». В 1925 году поступил на отделение гидроавиации корабельного факультета Ленинградского политехнического института, где стал секретарем технического комитета планерной секции Ленинградского аэроклуба. Сконструировал и построил учебные планеры ОКА-2 и ОКА-3. В 1930 году окончил институт и в октябре получил назначение на должность главного конструктора строящегося Тушинского планерного завода.
1938 год – ведущий инженер ОКБ А.С. Яковлева; 1940 год – работает на заводе «Красный
летчик»; 1941 год – работает на заводе в г. Каунасе.
В июне – июле 1941 года – главный инженер Планерного управления Наркомата авиационной промышленности СССР.
С июля 1941 года – главный конструктор планерного авиазавода (г. Москва, затем – г. Тюмень). Сконструировал и построил десантный планер А-7, двухместный учебный планер А-2, планер А-40 «Крылатый танк» (предназначенный для перевозки танка по воздуху). Планер А-7 во время Великой Отечественной войны широко использовался для снабжения партизан, за что О.К. Антонов был награжден медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.
С 1943 года – заместитель главного конструктора ОКБ А.С. Яковлева. Участвовал в модернизации истребителей Як-7, Як-9 и Як-3, прославившихся в годы Великой Отечественной войны.
1945–1946 годы – начальник филиала ОКБ А.С. Яковлева на заводе им. В.П. Чкалова в Новосибирске, с мая 1946 по 1952 год – главный конструктор Опытно-конструкторского бюро. В СибНИА работал с 1946 по 1948 год в должности начальника института (по совместительству), создал коллектив института и руководил его работой на начальной стадии организации СибНИА на базе филиала ЦАГИ, руководил разработкой проектного задания института 1947 года. В эти годы сконструировал самолеты Ан-2, Ан-6, планер-паритель А-9, двухместный планер-паритель А-10. Многоцелевой самолет Ан-2, совершивший первый полет в 1947 году, стал лучшим в мире бипланом и летает до сих пор.
Летом 1952 года ОКБ О.К. Антонова было переведено в Киев, где со временем выросло в крупнейший авиационный комплекс. В 1962 году О.К. Антонов назначен Генеральным конструктором ОКБ. За годы его руководства в ОКБ были сконструированы и построены: транспортные самолеты Ан-8, Ан-12, Ан-22 «Антей», Ан-26 и Ан-32; пассажирские самолеты Ан-10, Ан-14 «Пчелка» и Ан-24; реактивные транспортные самолеты Ан-72 и Ан-124 «Руслан»; многоцелевые самолеты Ан-3 и Ан-28; планеры А-11, А-13 и А-15.
Самолет Ан-22 «Антей» до сих пор является самым грузоподъемным в мире турбовинтовым самолетом (поднимает до 100 тонн груза), а самолет Ан-124 «Руслан» являлся для своего времени самым грузоподъемным реактивным самолетом (поднимает до 170 тонн груза). На самолетах, разработанных под непосредственным руководством О.К. Антонова, установлено 243 мировых авиационных рекорда.
За большие успехи в конструировании новой авиационной техники Антонову Олегу Константиновичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1966 года присвоено звание Героя Социалистического Труда.
С 1977 года Антонов – заведующий кафедрой Харьковского авиационного института.
Награжден тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, медалями. Лауреат Ленинской премии (1962; за самолет Ан-12), Государственной премии СССР (Сталинской премии, 1952; за самолет Ан-2) и Государственной премии Украинской ССР (1976; за самолет Ан-24).
Академик Академии наук СССР и Академии наук Украинской ССР, доктор технических наук (1960), профессор (1978), заслуженный деятель науки и техники Украинской ССР. Депутат Верховного Совета СССР 5–10-го созывов.
Написал 200 научных трудов, 4 книги, ему принадлежат 72 авторских свидетельства на изобретения, десятки журнальных и научных статей. Автор сочинений «На крыльях из дерева и полотна», «Для всех и для себя», «Десять раз сначала», «Планеры и самолеты» и др.
Скончался 4 апреля 1984 года. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве. На доме по улице Огарева в Киеве, где Олег Антонов прожил 27 лет, установлена мемориальная доска. Его имя присвоено авиационному научно-техническому комплексу в Киеве. В честь Антонова учрежден диплом ФАИ [447, 481, 787, 825, 940,1122].