Перейти к основному содержанию

Гражданско-патриотическое и военно-патриотическое воспитание: современное понимание и проблема интегрирования

На протяжении уже многих лет, со времени многочисленных трансформаций, начавшихся с конца 80-х годов и продолжающихся в настоящее время в условиях реформирования в образовательной сфере, проблема воспитания по-прежнему остается нерешенной, особенно на высоком, официально-административном уровне. Несмотря на то, что практика переходного периода показывает безусловную необходимость воспитания подрастающего поколения на всех уровнях на основе прежде всего ценностей, традиций и богатейшего опыта не только Российской империи, но и советского времени, институт воспитания в нашем обществе по-прежнему остается под вопросом.
Во многом это объясняется отсутствием национальной идеи, идеологии и, как следствие, стратегии развития России в важнейших сферах, среди которых образование занимает не последнее место. Насаждаемая со времени пресловутой «перестройки» идеология либерализма, глубоко проникшая особенно в гуманитарные отрасли российской науки, лишает воспитание права на самостоятельное существование и нормальное функционирование, подменяет его так называемым свободным развитием, саморазвитием, непомерным возвеличением личности, в отношении которой недопустимо воздействие, в том числе позитивное, и соответственно исключает государство из этого процесса.
Эрозия нравственности и культуры, многочисленные факты аномалий в человеческих взаимоотношениях, в семье, образовательных учреждениях, социальных общностях и группах нашего общества свидетельствуют о глубочайшем кризисе института воспитания. Данный институт во многом дисфункционален, существует в самом неопределенном, размытом, полуразрушенном виде как некий анахронизм, сохранившийся благодаря инерции исторического прошлого и вопреки интересам и воле тех, от кого зависит его настоящее и будущее. Коррозия воспитания достигла такой степени, что его эффективность сведена к минимуму даже в Вооруженных Силах, важнейшее предназначение которых – не только готовить, но и формировать граждан, способных достойно защищать наше Отечество от многочисленных угроз национальной безопасности.
Жизнь показывает, что воспитание заменить ничем нельзя. Все сказанное Аристотелем о роли государства в воспитании подрастающего поколения более двух тысяч лет назад остается незыблемой аксиомой. Никакие суррогаты, вариации, инновации и т.п., призванные «модернизировать», а по сути – устранить воспитание, равно как и бесконечные многообразные эксперименты, осуществляемые с этой целью на протяжении уже двадцати лет, не могут быть оправданы, приняты и не имеют перспективы. Надо развивать и совершенствовать само воспитание, а не то, что может якобы заменить его, некие альтернативы, рекомендованные из-за рубежа, где (прежде всего в странах Запада) проблемы подрастающего поколения все более обостряются, заходят в тупик, не имеют реальных путей решения.
В современной педагогической науке сохраняется интерес к разработке проблем воспитания в условиях тех значительных изменений, которые произошли и продолжают происходить в российском обществе. Отражением этих изменений является появление принципиально новых подходов к пониманию сущности, содержания, особенностей, направлений, методов и других важных аспектов современного воспитания различных категорий российских граждан, особенно молодежи.
Одной из таких проблем является гражданско-патриотическое воспитание, которое рассматривается в настоящее время не только на теоретическом уровне, но и как реальное социально-педагогическое явление. Довольно обширные исследования, в том числе фундаментального научного уровня, посвященные этой проблеме, все еще не привели к пониманию гражданско-патриотического воспитания как целостной концепции, как качественно нового явления в педагогической науке и практике, особенно в соотношении с основными видами и направлениями воспитания, сложившимися в советский период, например с такими, как нравственное, культурное, трудовое, правовое и другими.
Большинство диссертационных исследований и научных работ сосредоточено на изучении отдельных, причем не самых важных аспектов гражданско-патриотического воспитания, в то время как рассмотрение его в целостном виде осуществляется крайне редко, вследствие чего до сих пор отсутствуют теоретические основы этого направления воспитания, которое занимает все более приоритетное положение по сравнению с другими. Соответственно, не приходится рассчитывать на действенность и эффективность гражданско-патриотического воспитания, которое выступает в качестве одного из инструментов решения сложных и долговременных социально-педагогических и иных позитивно-ориентированных задач в отношении различных категорий современной молодежи.
Главный парадокс, основное противоречие очень многих исследований, разработок, даже официальных документов, не говоря уже о различных подходах, позициях, взглядах и представлениях при всем их многообразии заключается в том, что игнорируется диалектическое единство, неразрывность главных составляющих гражданско-патриотического воспитания, которые рассматриваются сами по себе, в отрыве друг от друга, а нередко – в ущерб и противоположность друг другу. Причем сами эти составляющие, особенно первая из них – гражданское воспитание, все еще не приобрели не только определенной целостности, но и должного смысла. Поэтому они нуждаются в более высокой степени научной разработки, дальнейшем развитии, особенно в контексте осмысления новых явлений и процессов, происходящих в социально-гуманитарных науках, в российском обществе в целом.
Характеризуя в самом общем виде современное понимание гражданско-патриотического воспитания в ракурсе доминирования в нем первого компонента, рассматриваемого многими исследователями, специалистами, в том числе функционерами из Министерства образования и науки России, фактически как гражданское воспитание, приходится констатировать, что они начисто забывают о патриотизме. В качестве компенсации предпринимаются попытки соотнести гражданское воспитание с межнациональным, интернациональным, традиционным, корпоративным, гуманистическим и даже толерантным направлениями. Естественно, что такого рода подмены, явления совершенно иного рода не могут способствовать сколь-нибудь успешному решению проблемы вне зависимости от высоты полета фантазии и утонченности творческих изысков.
В результате отрицания патриотизма или ухищрений, осуществляемых с целью его имитации (подмены), гражданское воспитание приобретает странный, если не сказать больше смысл, доходящий до абсурда. Можно, оказывается, формировать, вернее, создавать все необходимые условия для становления и развития гражданина не только России, но и другого государства (которое богаче и благополучнее России), гражданина всего мира, наконец. Тем самым, порождением гражданского воспитания в таком варианте становится либо гражданственность, включающая максимум всевозможных прав личности, сводящая к минимуму ее обязанности перед обществом и государством, освобождающая от необходимости решать их проблемы и представляющая, таким образом, формально-правовое членство в определенном социуме, либо космополитизм, полностью отрицающий какую-либо связь с Родиной, любую привязанность к ней и выступающий в качестве антипода патриотизма.
Именно такая с позволения сказать «гражданственность» и такое гражданское воспитание получили широкое распространение, целенаправленно культивируются и располагают большими возможностями для дальнейшего развития. Спрашивается: кому и для чего, кроме, разумеется, самих себя нужны такие граждане? Вариантов ответа может быть немало, но наиболее логичным и, к сожалению, наименее желательным и самым трагичным из всех возможных является следующий: родному Отечеству такие граждане, безусловно не нужны (равно как и оно им). Аналогично решается вопрос и в отношении воспитания, ориентированного на развитие граждан данного типа.
Таким образом, абсолютизация гражданственности, предполагающая депатриотизацию воспитания граждан, представляется деформацией, совершенно неприемлемой не только для общества и государства, но и для самой личности, высшее предназначение которой – служение Отечеству, самореализация в качестве достойного гражданина, участвующего в возрождении России.
Патриотическое воспитание, как известно, уже институциализировалось в качестве важнейшего, относительно самостоятельного направления воспитания, причем на высоком официальном уровне. Приняты Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», являющаяся продолжением первой, также 5-летней программы на 2001 – 2005 годы, Концепция с одноименным названием, другие документы и решения, как на федеральном, так и на региональном уровне. Созданы определенные основы системы патриотического воспитания, включающей многие министерства, ведомства, органы и организации, условия их функционирования – организационные, информационные, методические, финансовые и другие. Однако проблем, требующих решения, по-прежнему много. Одна из них заключается в весьма выраженной односторонности, определенной ограниченности патриотического воспитания, актуальность и востребованность которого в современном российском обществе не вызывает сомнений. Это обусловлено самим государственным статусом Программы, предопределяющим высокий ранг ее исполнителей из числа целого ряда государственных институтов при отсутствии среди них общественных организаций и объединений.
Другим важным моментом, заслуживающим особого внимания, является специфика патриотического воспитания, определяемая его задачами, содержанием и особенно формами и средствами конкретной работы. В связи с их большим многообразием и широкими возможностями организации и проведения мероприятий патриотической направленности в самых различных условияхи сферах общественной и государственной жизни, реализация патриотического воспитания, в том числе в рамках Государственной программы осуществляется по ряду направлений, которые еще в большей степени усиливают его специфику (военно-патриотическое, героико-патриотическое, движение Постов № 1, поисковая деятельность, «Зарница», оборонно-спортивный оздоровительный лагерь и т.д.).
Анализ содержания и особенностей этих направлений и наиболее распространенных форм военно-патриотического воспитания свидетельствует о том, что главной целью, которую видят перед собой его организаторы и исполнители, является формирование патриота – защитника Отечества. Это вполне соответствует интересам России, учитывая широкий спектр проблем обеспечения ее национальной, в том числе военной безопасности. Однако осуществляемое в таком виде патриотическое воспитание страдает слабой социальной направленностью, недостаточной обращенностью к явлениям, процессам, происходящим в обществе, к его нерешенным проблемам во всей их сложности и взаимосвязи. Это проявляется, в частности, в слабой связи военно-патриотического воспитания с социокультурным направлением, в явном преобладании военно-исторического компонента над общеисторическим, военного права над гражданским правом и т.д.
Целенаправленное формирование ценностей и качеств патриотической и военно-патриотической направленности в детском, подростковом и юношеском возрасте, особенно осуществляемое в рамках подготовки к военной или государственной службе, связанной с защитой Отечества и обеспечением национальной безопасности России, не в полной мере способствует готовности к социальной адаптации в более широком плане. Обладающий высокоразвитыми патриотическими качествами молодой человек, вступающий в жизнь, при столкновении с негативными фактами и явлениями асоциального, антипатриотического характера может оказаться в трудноразрешимой для него конфликтной ситуации, испытывая сложности в понимании проблем социально-экономического, правового, информационного, психологического и иного плана, их обусловленности соответствующими факторами и причинами, выборе оптимального варианта поведения и конкретных действий и т.п.
Таким образом, односторонность патриотического воспитания, чрезмерная специфика его военно ориентированного направления, слабая связь с другими направлениями воспитания существенно ограничивают их потенциал, особенно в плане развития у российских граждан готовности к полноценной социализации в важнейших сферах общественной и государственной жизни, без чего довольно сложно самореализоваться в достойном служении Отечеству в широком, а не в узко ограниченном смысле.
Появление феномена гражданско-патриотического воспитания в условиях недостаточности и ограниченности каждого из этих его компонентов в отдельности, что в наибольшей мере проявляется на практике, в том числе при анализе результатов деятельности в рамках того или иного направления, представляется вполне закономерным. Сформировавшееся в советский период и имеющее богатейшую практику, глубокие традиции, патриотическое и военно-патриотическое воспитание, адаптируемое в новых, постоянно изменяющихся условиях, может и должно быть усилено другим, более широким, социально ориентированным направлением, преодолевающим его ограниченность и способным обеспечить созвучность и соответствие духу нашего времени. Однако для этого гражданское воспитание, все еще находящееся в процессе формирования, должно не только институциализироваться, но и преодолеть присущие ему негативные стороны, о которых говорилось выше.
Анализируя в этой связи позитивные тенденции развития гражданского воспитания за последнее время, следует отметить, что основная его направленность характеризуется преодолением зацикленности на правовой сфере, обогащением содержания за счет общесоциального и даже духовно-патриотического компонентов. Автор одной из докторских диссертаций, посвященной проблеме гражданского воспитания и успешно защищенной в ГНИИ Российской академии образования в феврале 2006 года Савотина Н.А., взяв за основу определение воспитания как «процесса управления развитием человека посредством создания условий для развития», приходит к выводу о том, что «гражданское воспитание в широком смысле – это создание условий для формирования гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего ей осознавать себя духовно, социально, юридически и политически дееспособной». Гражданское воспитание понимается как вид целенаправленной духовно-практической деятельности по формированию гражданской сознательности, активности, ответственности, других социально значимых качеств личности, ее готовности и способности к созидательному преобразованию действительности.
Эта современная трактовка гражданского воспитания перекликается со взглядами таких отечественных мыслителей, как А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, а также выдающихся педагогов – А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, которые понимали его как формирование привычки к участию в гражданских делах. В то же время она не поднимается до той духовной основы, которую вкладывали в гражданское воспитание К.Д. Ушинский, А.Н. Острогорский и И.А. Ильин, которые олицетворяли его с развитием у гражданина любви к своей Родине, осознания им своего национального достоинства и духовного своеобразия.
Весьма важное значение имеет и понимание центральной категории гражданского воспитания – гражданственности, определяемой как комплекс ориентированных на позитивное проявление важнейших качеств и свойств личности в условиях социально значимой деятельности, ее направленности на высшие ценности и нормы общества и государства, ответственности за свой выбор, поведение и самореализацию в интересах их развития и укрепления.
Главное предназначение гражданского воспитания, определяющее доминанту соответствующей практической деятельности – формирование готовности и способности личности к позитивному изменению социальной среды, к ее полноценной самореализации в обществе и государстве в интересах их и собственного развития. Становление и развитие личности как полноценного субъекта возможно лишь при условии ее активного взаимодействия с социальной средой, деятельного участия в ее целенаправленном изменении в процессе решения социально значимых и духовно-творческих задач.
Реализация столь сложных и социально ориентированных целей и задач гражданского воспитания предполагает разработку и обоснование его концептуальных основ, а также инновационных технологий и методик осуществления различных видов социально-педагогической деятельности, прежде всего на всех уровнях системы образования, по формированию такой гражданственности в современном российском обществе, которая соответствовала бы высоким критериям, параметрам и требованиям времени.
Патриотизм, равно как и патриотическое воспитание, имеет, в отличие от гражданственности и патриотического воспитания значительно более высокую степень теоретической разработанности и опыта практической реализации. Это избавляет от необходимости постулировать уже достаточно известные идеи и положения, раскрывающие их концептуальные основы, вполне адаптированные к современным реалиям. В то же время, благодаря этому, представляется возможным обратить внимание на те моменты, которые характеризуют патриотизм, патриотическое и военно-патриотическое воспитание в контексте их взаимосвязи с гражданственностью и гражданским воспитанием. Это позволит увидеть то общее, что объединяет их и составляет основу для рассмотрения в более интегрированном виде и определения конкретных возможностей и направлений дальнейшего сближения этих компонентов воспитания, вплоть до слияния их в единое целое.
Говоря в этом смысле о патриотизме, следует отметить, что он представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своем содержании социальные, исторические, духовные, культурные, этнические и другие компоненты. Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, патриотизм выступает в качестве важнейшей составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации. Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданской зрелости и социальной активности личности, является действенной побудительной силой и реализуется в ее деятельности на благо Отечества.
Патриотизм выступает в качестве одного из факторов развития общества и государства, атрибутов их жизнеспособности. Патриотическая идея является наиболее мощным мотивом сплочения самых различных – социальных, национальных, региональных, половозрастных, религиозных и других групп и общностей, источником консолидации общества и укрепления государства. Это с особой силой проявляется в условиях необходимости преодоления трудностей и испытаний, обострения внешних опасностей и угроз.
Патриотические идеи и лозунги являются одним из главных факторов мобилизации широких масс на достижение социально значимых целей. Потенциал, характер, духовная и социальная направленность деятельного патриотизма проявляются прежде всего в активной сопричастности проблемам, волнующим общество, ответственности за исторические судьбы своей Родины, готовности разделить и преодолеть с ней, со своим народом все трудности и невзгоды. В переломные эпохи, когда происходит переоценка ценностей, изменяются социальное положение, ориентиры и интересы всех слоев и групп, патриотизм становится тем стержнем, вокруг которого объединяются лучшие силы общества. Именно он наполняет смыслом жизнь и деятельность людей, помогает им объединиться во имя служения Отечеству.
Сравнительный анализ содержания и направленности гражданственности и патриотизма, гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания свидетельствует о том, что при оптимальном подходе, предполагающем возможность и целесообразность их интегрирования в единое целое, можно констатировать: основа для этого, безусловно имеется. Этой основой является социальная направленность как гражданского, так и патриотического воспитания, которая наиболее рельефно выражается в цели гражданско-патриотического воспитания – формирование гражданина – патриота Отечества, обладающего высшими социально-ориентированными качествами, готовностью и способностью реализовать их для позитивного изменения социальной среды, развития и укрепления общества и государства. Естественно, что условием такой социализации личности является ее самореализация в качестве полноценного субъекта жизнедеятельности в социуме, основанная на проявлении его индивидуальных особенностей, удовлетворении личных потребностей, интересов и т.д.
В то же время гражданское и патриотическое воспитание существенно отличаются друг от друга. Корни различий находятся в той же социальной основе. Природа социального бесконечно многообразна и многопланова, включает многие компоненты, оно имеет то или иное отношение к самым различным процессам и явлениям, сферам жизни и видам деятельности. Этим объясняется наличие самых различных проявлений социального, многовариантность его взаимодействия с другими сферами общества.
В гражданском воспитании социальное ориентировано в большей степени на правовую, в меньшей степени – на гуманитарную сферу, рассматриваемую через призму антропологического подхода. При этом социальный компонент содержания и направленности гражданского воспитания является безусловно доминирующим.
Что же касается патриотического воспитания, то в нем социальное соотносится с другим не менее значимым компонентом – духовным, в котором, в свою очередь выделяются нравственные и патриотические основы. Это объясняется тем, что патриотизм имеет духовно-нравственную природу, которая тесно связана с социальной сущностью человека, с его социальным предназначением. В патриотизме духовно-нравственное начало является исходным и определяет его суть, равно как и основу, содержание и другие структурные компоненты патриотического воспитания. Вместе с тем социальный компонент в патриотическом воспитании является наиболее значимым и занимает приоритетное положение по отношению к остальным: историческому, культурному, государственному, военному и другим.
Исходя из вышеизложенного наиболее оптимальным направлением интеграции гражданского, патриотического и военно-патриотического воспитания является преодоление дифференциации посредством совмещения, синтезирования их отличительных особенностей, по крайней мере основных, наиболее явных и реально проявляемых. В более конкретном плане речь идет о сближении и соединении ярко выраженного социального и правового компонента гражданского воспитания с духовно-нравственной составляющей, стержнем патриотического воспитания.
Если духовно-нравственные основы являлись традиционно присущими отечественному воспитанию, то социальное и особенно правовое его содержание имеет сравнительно недавнюю историю, находится в стадии формирования. Социальное, особенно в начальный период (первые годы либеральных реформ) выступало в качестве альтернативы государственному, хотя не может не включать его в себя как явление более широкого порядка. О недопустимости отрицания государственности в воспитании уже говорилось ранее, поэтому социальное не может и не должно противопоставляться государственному: отношения и взаимодействие между ними необходимо совершенствовать и гармонизировать.
Социальное в гражданском воспитании с самого начала было дистанциировано от духовного. За последние годы обозначились моменты преодоления установленных барьеров. Это относится и к патриотизму, который все в большей мере подключается, присовокупляется к гражданственности. Именно эти процессы и способствовали появлению феномена гражданско-патриотического воспитания.
Очевидно, что для дальнейшего развития данной тенденции, находящейся лишь в начальной стадии, требуется гораздо более глубокое и целенаправленное сближение, преодоление всего того, что разъединяет гражданское и патриотическое в воспитании и даже противопоставляет их. Только таким образом можно создать условия для формирования качественно новых основ гражданско-патриотического воспитания. Необходимо объединить в единое целое социально-правовой компонент гражданского воспитания с духовно-нравственным, военным и другими компонентами патриотического воспитания.
В этом случае гражданско-патриотическое воспитание не только преодолевает ограниченность и односторонность каждого из своих составляющих в отдельности, но и, что крайне важно, становится безусловно приоритетным направлением в воспитании в целом. Тем самым современное воспитание в лице интегрированной гражданско-патриотической подсистемы может приобрести мощную базовую опору, получить возможности для дальнейшего развития вплоть до полной институциализации, адаптированной к новым условиям современного российского общества.