ПОЛИКАРПОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

Родился 8 июля 1892 года в слободе Георгиевской ныне Ливенского района Орловской губернии. Сын сельского священника. Русский.
Учился в Орловской духовной семинарии; сдав экстерном экзамены за курс гимназии, он в 1911 году поступает на механическое отделение Петербургского политехнического института, а с 1914 года занимается на воздухоплавательных курсах при кораблестроительном отделении института. Окончил Петроградский политехнический институт и курсы авиации и воздухоплавания при нем в 1916 году.
С 1916 года работал инженером на Русско-Балтийском вагонном заводе в Петрограде, где под руководством И.И. Сикорского участвовал в постройке самолета «Илья Муромец» и проектировании истребителей РБВЗ.
С 1918 года работал на заводе «Дукс» в Москве (будущий авиазавод № 1, в настоящее время ракетно-космический центр ЦСКБ «Прогресс»), стал руководителем технического отдела.
В январе 1925 года Поликарпов организовал на базе завода «Авиахим» опытный конструкторский отдел и стал его начальником. В феврале 1926 года Н.Н. Поликарпов назначен начальником отдела сухопутного самолетостроения (ООС) ЦКБ «Авиатреста».
В начале 1920-х годов Поликарпов приступил к конструированию советских самолетов и добился выдающихся успехов. Весной 1923 года Поликарпов создал первый советский истребитель И-1 (ИЛ-400), ставший первым в мире истребителем – свободнонесущим монопланом. В 1923 году создан самолет-разведчик Р-1, ставший первым массовым серийным советским самолетом.
В 1928 году Поликарпов создает свой легендарный самолет первоначального обучения У-2, получивший всемирную известность (переименован в честь создателя в По-2 после смерти конструктора). До 1959 года было выпущено более 40 тысяч машин, на них было подготовлено более 100 тысяч летчиков. Во время Великой Отечественной войны У-2 успешно применялись в качестве разведчиков и ночных бомбардировщиков. Этот самолет применялся более 35 лет.
В октябре 1929 года по ложным обвинениям во вредительстве Поликарпов арестован.
Совместно с Д.П. Григоровичем возглавил на московском авиазаводе им. Менжинского конструкторский коллектив из осужденных работников авиапромышленности. В заключении разработал и выпустил истребитель-биплан И-5. Летом 1931-го освобожден.
В 1933–1934 годах руководил созданием истребителей И-15 (дальнейшее развитие И-5) и И-16. В первые годы после своего создания каждый из этих истребителей был одной из лучших машин своего класса в мире. Это было успешно доказано в боях в Испании и в Китае, И-153 – на Халхин-Голе. 21 ноября 1935 года на И-15 летчик В.К. Коккинаки установил мировой рекорд высоты – 14575 метров.
Поликарповский И-16 стал первой серийной машиной Новосибирского авиазавода № 153 им. В.П. Чкалова. В 1937–1938 годах сконструировал истребитель И-153 «Чайка», который вместе с истребителями И-15 и И-16 составлял основу советской истребительной авиации в предвоенные годы.
Тогда же Поликарпов создает опытные пикирующие бомбардировщики ВИТ-1, ВИТ-2, одномоторный легкий бомбардировщик «Иванов», учебно-тренировочный истребитель УТИ-4.
В 1938 году после ареста А.Н. Туполева Н. Поликарпов был назначен главным конструктором авиазавода № 156. К концу 1938 года был построен истребитель И-180 (развитие И-16 с двигателем М-87). Гибель на нем В.П. Чкалова в первом же испытательном полете вновь ввергла Поликарпова в опалу.
В мае 1939 года Поликарпов стал техническим директором и главным конструктором Государственного авиазавода № 1. Параллельно со скоростным И-180 Поликарпов продолжил работу и над серией маневренных бипланов – И-190, И-195.
В 1939 году Поликарпов выехал в командировку в Германию.
По возвращении Поликарпов был назначен главным конструктором нового государственного завода № 51 и начальником ОКБ-51. Ему пришлось с нуля создавать производственную базу и набирать работников конструкторского бюро.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1940 года за выдающиеся заслуги в деле создания авиационной техники Николаю Николаевичу Поликарпову присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В 1940 году КБ Поликарпова начало разрабатывать истребитель И-185 с тремя пушками и тогда уникальной скоростью до 685 км в час на высоте 6150 м.
В октябре 1941 года опытно-конструкторское бюро Поликарпова и авиазавод № 51 эвакуированы из Химок в Новосибирск (располагались на площадях автобазы – напротив Центрального рынка, возле старого зоопарка).
В трудных условиях удалось быстро организовать работу, и уже 10 февраля 1942 года на совместные заводские и государственные испытания были предъявлены И-185 М-71 и И-185 М-82А. 28 марта эти испытания успешно завершились. Войсковые испытания он прошел на Калининском фронте. По оценке НИИ ВВС самолет превосходил все отечественные и немецкие серийные истребители. Недоведенность двигателя М-71, а также чрезмерная загруженность авиазаводов не позволили запустить самолет в серию.
Всего Поликарповым было разработано свыше 80 самолетов различных типов. Одной из последних его работ был проект ракетного истребителя «Малютка».
За период 1923–1940 гг. на заводе № 1, на территории которого сейчас размещается машиностроительный завод им. П.В. Воронина, был построен 15951 самолет (а с учетом .модификаций опытных и построенных небольшими сериями – 16698 машин). На самолетах Поликарпова совершен ряд дальних перелетов.
Поликарпов одним из первых расчленил проектирование самолетов на специализированные части. В числе используемых им новинок были убирающиеся шасси, герметическая кабина, стреляющая через винт пушка.
Н.Н. Поликарпов многие годы был преподавателем, а в 1943 году назначен профессором и заведующим кафедрой конструкций самолетов Московского авиационного института.
Награжден двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, медалями. Удостоен Сталинских премий 1941 и 1943 годов.
Доктор технических наук (1940). Депутат Верховного Совета СССР с 1937 года.
Скончался 30 июля 1944 года в Москве от рака желудка. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Памятники Н.Н. Поликарпову установлены в Москве, Орле, Ливнах Орловской области. В селе Калинине Орловской области открыт музей Н.Н. Поликарпова. Его именем назван пик на Памире, площадь и улица в Орле, улицы в Москве и Ливнах. В Москве на доме, в котором жил Н.Н. Поликарпов, а также на зданиях Московского авиационного института и Политехнического университета в Санкт-Петербурге установлены мемориальные доски. На территории «ОКБ Сухого» создан мемориал, посвященный Николаю Николаевичу Поликарпову [438, 447, 481, 683, 688, 872, 940].
630091, г. Новосибирск, ул.Советская, 52/2. Телефон/факс: 8 (383) 243-58-00. E-mail: ogpv@ngs.ru